В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования, является сформированность читательской компетентности.
Под читательской компетентностью, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), понимается овладение обучающимися техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, то есть, обучающийся должен демонстрировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.[8]
Как показывает практика уровень сформированности у детей младшего школьного возраста основ читательской компетентности и показатели сформированности читательских умений остаются далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Анализ опыта педагогов-практиков позволяет констатировать, что у 48% низкая скорость чтения, низкий уровень развития устной речи. Учащиеся в основном дают односложные ответы, не могут пересказывать. У них узкий кругозор, так как читают мало. Результаты анкетирования учащихся и их родителей показали, что 56% учащихся не читают ничего кроме того, что задаёт учитель на уроках литературного чтения. У 48% обучающихся нет дома книг с детской литературой; 87% родителей не покупают детские журналы, 56% не стимулируют детей к чтению. [9]
Кроме того, на базе МБОУ СОШ № 3 города Сургута нами было проведено анкетирование учащихся 4 А класса. Их просили ответить на вопрос: Чем ты любишь заниматься в свободное время? Получены следующие результаты: 21 % школьников ответили, что любят гулять, 19% – смотреть телевизор, 26 % – играть в компьютер, 53 % обучающихся ответили, что читают книги в свободное время.
Как видно из результатов нашего исследования, 53 процента детей в свободное время читают книги, это результат не плохой, однако проблема остается, половина класса не читают.
Между тем, чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. От уровня читательской компетентности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором. Нравственный потенциал произведения сам по себе не переходит во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не прямо сформулированы, и читатель извлекает их в процессе своей читательской деятельности. Организовать и координировать данный процесс должен учитель на уроках литературного чтения.
Читательская компетентность обучающихся начальной школы, как было выше отмечено, – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Что же такое осмысленное чтение? Это означает, что ученик должен уметь: различать рассказчика-героя, повествователя, проследить сюжетную линию текста, определить главных героев, мотивы их поступков, давать характеристику героям, устанавливать причинно - следственные связи, понимать отношение рассказчика и автора к героям, тем самым прийти к пониманию идеи произведения.
В последнее время для формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста используются современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология продуктивного чтения или формирования типа правильной читательской деятельности.
В своей работе нами предлагается использовать возможные варианты обогащения содержания этапов технологии продуктивного чтения как средства формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, разработанная Н. Светловской [6]. Технология продуктивного чтения прописана в методических рекомендациях ко всем урокам ОНЗ (открытия новых знаний), однако, текст предлагаемых диалогов, как правило, претерпевает ряд изменений при подготовке к уроку. Приходится учитывать уровень подготовленности класса, социальный состав семей, ситуации на уроке, индивидуальные особенности, постоянно находясь в поиске более удачных педагогических решений. Целью данной технологии является формирование читательской компетенции школьника. Для достижения данной цели школьников обучают приемам понимания и анализа текста; вводят детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; развивают устную и письменную речь, творческие способности; приобщают к литературе [6, c.12].
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Первый этап - работа с текстом до чтения. Цель этапа - прогнозирование содержания текста. Главная задача учителя – вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, возможно, и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе [2, c 38].
Предлагаем пример работы с текстом до чтения по произведению В. Драгунского «Сестра моя Ксения», учебник литературного чтения, фрагмент произведения «Капельки солнца», 1 класс:
-Можно ли предположить по рисунку, кто герои этого произведения? (Скорее всего, ребята скажут, что герои произведения папа и сын)
-А может быть это учитель и ученик?
-Одинаковое ли у них настроение? Каким изображен мальчик? Почему он сидит на окне?
-Что обрадовало папу? -А теперь узнаем фамилию автора рассказа – Виктор Драгунский. Что еще нам стало понятно в иллюстрации? (Мальчика зовут Дениска Кораблев. Это герой многих произведений Драгунского). Истории о Дениске всегда интересны. Захотелось прочитать новую?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.
III этап. Работа с текстом после чтения Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. Вслед за авторитетным мнением авторов технологии считаем, что рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Важным, на наш взгляд, является работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Вызывает у школьников интерес обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, например, через такие вопросы: Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях? Немалый интерес вызывают и творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся, на эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы [3, c 40].
Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения. Таблица
Сравнение традиционного урока и урока на основе технологии продуктивного чтения
Традиционный урок |
Продуктивное чтение |
До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например, «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…» |
До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста «Предположите, о чѐм этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению. |
Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают. |
Во время чтения. «Читаем и ведѐм диалог с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. |
После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. |
После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора |
Как видно из таблицы, достоинствами технологии продуктивного чтения являются то, что она применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания текста на уровне смысла.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Уроки литературного чтения становятся интересными (через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации, читательских конференций, творческих вечеров, посвященных деятельности писателей и поэтов), а процесс чтения для детей увлекательным, развивающим у них любознательность и творческую активность. Следовательно, технология продуктивного чтения является эффективным средством для формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – Педагогика, 2003. Гл. 5. «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».
2. Кокоулина, С. В. Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников // Образование и воспитание. – 2017. – №1. – С. 31-33.
3. Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»»: festival.1september.ru / Изд. дом «Первое сентября»
4. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2005. – 69 с
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.