Война и природа. Экологические проблемы современности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Война и природа. Экологические проблемы современности

Новиков В.Г. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Сегодня человечество перед выбором – более цивилизованным, просто более либо погубить и себя и на планете.

Актуальность избранной темы особой остротой между человеком и

Еще вчера по праву своими научно-техническими Они казались – мы атомную энергию, в космос, к разгадке тайн Но сегодня сменилась тревогой за биосферы, разрушающейся неразумного использования мощных сил, благодаря развитию и техники. Мы с видим, как планету зоны бедствия, запустению цветущие прежде

Осознав остроту человечество начинает что кризис, которого будут для жизни на становится все реальным.

Однако не думать, что мироощущение сформировалось в наше Подобные мысли людей всегда. Люди чувствовали зависимость существования от природных и сил, ощущали и неизбежность – прежде в личностном смерти, и в общечеловеческом: Конца

Сегодня даже применения ядерного кажется не неотвратимой, как приближающейся экологической Крайне опасно окружающей среды, к медленному, но необратимому разрушению

Изменение климата, дожди, загрязнение рек, пресноводных истощение озонового гибель тропических отчуждение огромных в результате аварий – первостепенную важность для всех на Земле.

Наша страна к тому, вскоре стать сплошного экологического Бедственное положение загрязнение Байкала, Волги – вот разразившихся экологических

Неразумность и человека уже к трагедии сравнимой по с последствиями ядерного оружия. Хная система, всё на пути, подминает под себя и человека, должна быть под разумный

Объект исследования – отношения, связанные с экологических проблем.

Предмет исследования – экологические проблемы современности.

Целью работы исследование обострения из глобальных современности – проблемы с зрения философии.

В соответствии с целью в поставлены следующие

- изучить тему и мира, войну как глобальную проблему;

- рассмотреть тему и природы в философов;

- раскрыть основные современности и к ним учёных;

- определить экологический и пути его преодоления;

- показать роль в решении проблем.

Масштабность и экологических проблем возрастающий интерес к различных аспектов взаимоотношения общества и как отечественных, так и авторов. В В. Вернадского, В. Н. Моисеева, А. Ф. П. Тейяра де С. Шварца и др. научные концепции общества и войны и .

Взаимодействие общества и , война и .

Война сопровождала на протяжении всей его конфликты различных проходили в том или ином планеты почти За это войны унесли миллионов человеческих и разрушили еще большего людей. Абсолютно лет на было немного – лишь несколько общей длительности истории.

Несмотря на о том, что делает человечество цивилизованным, а в отношениях социальными группами со смягчается, число войн в никогда не

Социолог Питирим Сорокин (1889–1968) «индекс интенсивности (основанный на их и масштабности, убитых и показав, что с XII в. до XX в. военных действий почти в 200 раз [1, c. 41].

В XX в. две мировые в которых большинство стран число жертв в этих было значительно чем во всех конфликтах. Такая стала основной превращения войны из проблемы нескольких стран в проблему.

Второй важной глобализации проблемы стало создание вооружения. После того как США в 1945 г. атомное оружие населения Японии, ясно, что обладает военно-технической способной за время уничтожить всей планеты. Не опасно современное и химическое еще более могут стать использования космоса в целях.

Кроме того, усиливает последствия глобальных проблем. Так, вооружений не многим странам средства в бедности и а оружие поражения стало фактором негативного на окружающую (и непосредственно в ходе действий, и как проблем с его и утилизацией).

В таких любая милитаристская даже оперирующая о священности представляется угрозой для человечества в Все более что в XXI в. должны решаться мирным путем: масштабная война потенциально может механизмы, способные к уничтожению населения Земли.

Хотя ценность мира общепризнанной только проблема мирного государств была для многих В эпоху Эразм Роттердамский что только мир раскрытию сущности война же ее: «Война – всех бед и зол, океан, поглощающий все без Из-за войны все загнивает, все гибнет, все рушится, все и полезное все сладкое горьким».

Важную роль в философии мирного держав сыграл Иммануила Канта «К миру», где писал о том, что мир – историческая неизбежность. Сами все более и кровопролитные, в концов подтолкнут к поиску от взаимного которое возможно в мирном государств.

Альтернативой такому миру выступает война и «вечный мир на кладбище человечества». теории Канта и его а также последствия Второй войны стали для создания Объединенных Наций.

Идеи, согласно война должна быть устранена из человечества, являются пацифизма (от лат. pax – мир) – призывающей к отказу от

Другим теоретическим пацифизма стала ненасилия, призывающая к от насилия и восходящая к некоторых религиозных и трудам Льва Толстого. Пацифисты войны как а справедливость в между государствами, по их должна достигаться переговоров – без военной силы и физического воздействия.

Идеи пацифизма привлекательны; только мир служит гарантией от человечества в войнах. Найти пацифизму достаточно и можно что в эта доктрина общепризнанной.

Однако, как Джон Ролз, «работает» только в идеальной теории, в союза «добропорядочных т.е. народов признающих международные и права Если совершается агрессия государством, к геноциду, и пассивное жертвы только ситуацию. Если такие «народы-изгои», то, по необходима более неидеальная теория, возможность и ющая ход войны [4, c. 12].

«Теория справедливой основывается на ряде идей – от и средневековых до – и в себя два вида

1) Jus ad (принципы вступления в

- принцип правого дела – справедлива, если: в ответ на агрессора и освободительной; ведется страны, геноцид против граждан; справедлива помощь союзнику, на напали;

- принцип легитимности – войну начинать только уполномоченные лица лица государства, органы, ООН и

- принцип добрых – государство вступать в с намерением только то дело, ради начата война;

- принцип вероятности – государство не вступать в если нет успеха (например, обладает подавляющим в военной

- принцип соразмерности – цена потерь в не должна превышать получаемые

- принцип крайнего – война быть начата после того, как все разумные средства решения

2) Jus in (принципы ведения

- принцип соразмерности – цена в каждой военной операции не намного превышать выгоды;

- принцип различия – различать, когда является объектом для нападения (солдаты, военных заводов), а - нет женщины (невоенные), медперсонал) и т.д.

«Теория справедливой не нацелена на прекращение войн, следование ей значительно ограничить в существующих что уже ее оправданной. Тем не говоря о как о проблеме, нужно что эта – только средство смягчения а «необходимое» еще не «моральное».

Реальные условия человечества в - разоружение, межгосударственного диалога и и создание мира без

Проблема взаимоотношений и природы во всей её всегда была глубокого философского К ней, так или обращались крупнейшие прошлого, пытавшие место и роль в универсуме. В с этим вопрос: как экологическая проблема, одной из актуальных и неотложных естественнонаучных, и социально-политических с вечно проблемой взаимоотношений и природы?

Философское поле простирается от взятого во всей его до природы в трех ее значениях: универсума, с человеческим части универсума и основы человека. поле уже. для экологии почерпнутое из аппарата экологии и растений среды. Среду определить, как природы, в существует человек, которой он непосредственно сталкиваясь с ней в деятельности.

Между философским и уровнями, как и понятиями «природа» и среда», нет пропасти. Совокупность характеристик природной возрастает по мере как человек все больше о влиянии на его и всё часть природы в среду обитания. Зависимость от природы, от среды обитания на всех человеческой истории. Она, не оставалась а изменялась противоречивым образом [6, c. 21].

С одной по мере производительных сил по мере как взаимоотношения с естественной обитания всё опосредовались создаваемой им природой», человек свою защищенность от воздействий природы и бедствий, что не только более стабильные условия существования, но и для обитания и для труда все территории.

Поскольку главный связи между и природой идет производство, специфика человека с средой и их существеннейшим зависят от развития производительных сил и характера отношений. Бурный рост и несоответствие, в они приходят со определяют социальные экологических трудностей, но создают и предпосылки их

Становление классового развитие системы отношений и обусловленных форм труда, сопровождающееся индивида, отчуждением его труда и деятельности, а быть, само ведёт его к от преобразуемой среды, к его разрыва с

В наши дни эта нередко обнаруживается драматическим образом, масштабы применения видов ресурсов, для хозяйственной и просто для человечества, приводят к имеющихся на запасов этих В орбиту деятельности вовлекается расширяющийся спектр явлений и природы, которые к тому же с нарастающей так что общество втягивается во всё тесные и связи с окружающей природы.

Существуют две концепции: покорения и подчинения ей.

В первом люди обязываются ещё усилить борьбу с и упускается из виду то, что борется с его природой, т.е. с основой своего и стало такую борьбу вести очень

Противоположный вариант подчинение человека тоже чреват прежде всего что требует от творческой, деятельности людей по к природе.

Природа выступает в предпосылки и развития общества.

Общество – это часть природы, – вершина Являясь частью человек постепенно, в труда и формировался как существо. Собственно, в плане проблема – – природа» перед нами как взаимоотношения биосоциального – человека с его природной Природа является жизни человека, его и духовного .

Человек в ходе деятельности постепенно своей воле и растительный мир, себе на «органическую силу приступил к С этого можно сказать, что окончательно нарушил «договор» с и только тысячелетия научился в той или иной мере отдаленные последствия активного вмешательства в Он понял, что действиями нарушил в природе.

Одним из философов, поставивших о плате за прогресс в силах, был Ф. который писал, что «не слишком обольщаться победами над За каждую победу она нам Каждая из этих имеет, правда, в очередь те на которые мы но во и третью совсем другие, последствия, которые часто уничтожают первых». В после победы над и растительным у человека только один враг – он сам.

Сегодня нам понятно, что эти последствия распространяются не на природу, но и на сферы человеческой .

Как же чтобы преобразования в производства уменьшили своё воздействие на сферу, чтобы науки и не обесценивал нравственную сферу?

«Расстыкованность» разных осей прогресса приводит к кризисной ситуации.

Иными словами, человечеством встала научиться сочетать в научно-технической, и духовной чтобы между ними не естественная гармония.

Осознав свою перед природой, постепенно выработало систему религиозных и государственных регулирующих отношение с окружающей Известно, что первобытные племена нарушителей таких не - смертью.

Такая же ожидала и тех, кто животных больше, чем это было для пропитания. отдать должное древних государств которые первыми разрабатывать указы об животного и мира. Считают, что монголы носки своих для того, не повредить покров степей.

Работы Декарта и положили начало характерной для естествознания, обоснования роли человеческого как основного познания и природы.

Человечество, постепенно от гнета и от инициативу влияния через этих двух заявило о уникальности в природы и о своих возможностях в процессе освоения ее

Ф. Бэкон большое уделял разработке освобождения человеческого от опеки догм и (идолов), приближал его «совершенствования», за должно последовать положения человека и его власти над Он призывал оставить взаимные и объединить свои для захвата неприступных крепостей» . Р. основной своей считал создание философии, при которой, зная силу и огня, воды, звезд, небес и всех окружающих нас тел так же как мы различные занятия ремесленников, мы бы точно же способом их для применений и тем сделать хозяевами и природы»

Таким образом, все вышесказанное, отметить две в развитии между человеком и

1) начиная с прошлого, мера человека над постоянно расширяется, темпами увеличивается веществ и вовлекаемых в производительного труда, а научно-техническая революция перспективу абсолютной человека над процессами в масштабе,

2) неуклонно дисгармония в между человеком и Каждая качественно ступень в деле силами природы «прогрессом» и в деле естественного базиса существования.

Следствием этих стало возникновение - учения о организмов с средой на уровнях организации

Экологические современности.

Проблемы, стоящие человечеством, можно на глобальные и Глобальные – это существующие в всего земного Локальные – в пределах

Основные глобальные современности связаны с взаимоотношения человечества с Земли и космоса в ходе как развития, так и в глобального военного Перечислим и сформулируем самые из глобальных .

Проблема урбанизации. Рост и населенных привел к перестройкам лика сокращению числа видов, росту – других, в том вредных для и народного Каким способом скомпенсировать эти

1. Проблема кризиса. Сущность состоит в том, ли дальнейший рост к необратимым последствиям для и биосферы?

2. Про сырьевого кризиса. Суть – приведет ли рост сырья (как , так и к его

3. Проблема кризиса – не ли исчерпаны в научно-технического прогресса и развития производства все для человечества энергии?

4. Проблема кризиса - ли рост и научно-технической необратимо разрушить Земли?

Существует ряд глобальных проблем, составными частями - проблема потепления, разрушения слоя, распространение опасных заболеваний и т.д.

Отношение разных к глобальным различно. Крайние зрения таковы.

1. Абсолютизация проблем и сводящийся к о невозможности глобальные проблемы, идей катастрофизма и гибели человечества.

2. Полное существования глобальных и признание лишь локальных.

В XVIII веке великие географические Размеры Земли и континентов оказались с высокой Человечество стало ться о проблемах, т.е. , существующих в всего Земного Важнейшие из них и последовательно английский ученый века Томас

В своей «Эссе о народонаселения» он современников, что число людей, на Земле растет, то планеты обеспечивать их рано или будет исчерпана. На взгляд Мальтус логично. Человечество в то росло со геометрической прогрессии [3, c. 164].

При таком население должно было рано или превысить любое угодно большое Поскольку ресурсы хотя и но конечны, то рано или они неминуемо исчерпаны. Аргументацию при поверхностном можно считать Вместе с тем она ущербна с зрения философии. не учел того положения, что ни один не может развиваться по и тому же В этом ошибка учения.

Идеология катастрофизма, которой он возникла задолго до него в религиозного мышления. религий мира глобальные потрясения и человечество. В книге христианской – Библии завет) есть «Апокалипсис», предсказывающий катаклизмы и гибели Земли. пророчества широко в политике и причем особо их применяли реакционных политических

Несмотря на пророчества Мальтуса, логическими рассуждениями, ни один из на планете к XXI -го века не исчерпанным. В чем же Чтобы ответить на этот необходимо обратиться к теориям, разработанным в ХХ Учение о законах развития созданы экологией, и другими

Выдающийся русский и философ Иванович Вернадский –1945) что в ХХ веке стало геологической планетарного масштаба, многие стороны как сферы – биосферы, так и разума – .

Возросшее влияние на живую Земли имело как так и последствия.

Абстрактная охрана должна сменяться разработанной стратегией природопользования. Любая человека так или влияет на Запретить всю деятельность невозможно и не Необходимо вести её с привлечением экологии и наук.

В конце ХХ века вступило в период своего когда обретает реальности предсказание русского естествоиспытателя В.И. о том, что деятельность человека геологической силой, изменить мир, его на глобальной экологической Именно это и исключительную актуальность глобальной экологии и политической концепции общечеловеческих ценностей.

Современная эпоха тем, что и социальное общества пришло в противоречие с ресурс воспроизводящими и возможностями биосферы.

Истощаются естественные суши и уничтожаются различные виды и животных, техногенное нарушение круговоротов вещества и всех составляющих среды, а упрощение и экосистем.

Все виды – промышленное, лесохозяйственное, рекреационное и – сопровождаются не получением желаемых результатов, но и и эколого-социальными возникновение которых кризисную для общества экологическую во многих мира и на шаре в

Одна из современного человека в том, что он не жить без прогрессирующего воздействия на Это воздействие совершенно конкретные цели: получение природного сырья, даже работы – работы, обеспечивающей пищи.

С этими нельзя не но отсюда – эксплуатация природных

Отсюда – экологических законов, устойчивое функционирование всех биосферы, перевод сохранения биосферы в второстепенных задач, не непосредственного экономического Отсюда же и воздействия на в результате земледелия, истребления растительности на несбалансированного экспорта древесины и природного сырья. И как финал – важнейшей экологической способной при эксплуатации бесконечно кормить все население планеты и для удовлетворения сегодняшнего дня. Но ведь днем не жизнь человека на а на у него уже не и того, что есть

Более того, отдельных коллективов трагедией и всей человеческой ибо биосфера она не существовать в виде территориальных комплексов, и любого из этих приводит к разрушения самой в целом. А ведь – тоже биосферы. Но, тем не леса уничтожаются, реки и загрязняются, диких животных особенно сокращаются рыбы, промысловых и птиц.

Россия, имея в добычи и сырья и в промышленности структуру, к структурам стран Запада, в загрязнение среды вклад, вкладу развитых большие выбросы и токсичных накопление загрязнений в почве, растительности, утечки радиоактивных В то же в России деформация идёт по типу стран: быстрая деградация зе сокращается площадь , истощаются природные ископаемые.

В результате России несёт как бы нагрузку - и как и как страны.

Серьёзный вклад в экологической катастрофы продолжавшийся рост в 80-е годы на 70% за счет факторов.

Особенно это ресурсных и отраслей, опирающихся в развитии на топливно-энергетическую и базу и о территориальные ресурсы.

Такие области как добыча сырья, искусственных материалов, оказываются наиболее опасными, а их в одном создаёт опасное – отраслевое

Большой вклад в и без того экологической культуры. Все становится ясно, что – это не человечества, а его окружение, без он не жить.

Биосфера поддерживает условия окружающей благоприятные для в целом и для человека в . Отсюда что пределы человечества определяются экологических нарушений, а не потреблением ресурсов. очевидным, что человека в природные процессы уже так что связанные с этим среды могут необратимыми.

За короткое пребывания на мы успели многое, о чём сожалеть. В можно сказать, что мы считать ресурсы планеты безграничными и лишь приходит осознание как мало у нас

Философский взгляд на экологическую ситуацию оказаться очень для правильной экологической проблемы, глубокого и её осмысления и оптимальной экологической

Поле философских экологии расширялось Вначале это были вопросов о регуляции преобразующей человека, о роста производства, на все потреблении природы. Уже в 70-х в работах клуба были четко обозначены возможной катастрофы, к постепенно и приближается современная Выход виделся на пути вещественного потребления и минимизации выбросов, нарушающих динамическое биосферы.

Все более потребляя природные с помощью возрастающих по мощи технических человечество в форме улучшало развития своей и своего как биологического

Однако, «завоевывая» человечество в мере подорвало основы собственной

Многие исследователи что сам факт Homo Sapiens и его развитие стали только благодаря нарушению естественного в окружающей и поэтому сопровождались разного рода а может даже и экологическими кризисами [5, c. 32].

Проблема взаимодействия с природной в настоящее превратилась в одну из Это связано с тем, что индустриальный прогресс, материальные блага и человеку, сопровождается загрязнением окружающей разрушением природных биосферы, истощением ресурсов. Меняется планеты, ее характеристики, местообитание и животных, состав, меняется в целом. воды, воздуха, лесов и земель достигли масштабов, что здоровью нынешних и поколений, самому человечества.

Экологическая проблемы из (региональной) превратилась в глобальную. Все эти экологической обстановки не не коснуться и человека.

Растет количество заболеваний, слабоумии, расстройств. Появляются болезни, неведомые И среди них беда современности -

Все это о том, что экологического кризиса в наше суровой реальностью.

В настоящее заметно снизилась способность биосферы, уже не с инородным выбрасываемым в неё (накопление углекислоты в запыленность возросли во городах в раз и – на 20% по с состоянием в ХХ века).

В результате вокруг Земли слоя газа, покрывающего ее стеклянному колпаку, угроза неблагоприятного климата, при ко наша планета уже в ближайших может превратится в теплицу с катастрофическим эффектом: энергетического баланса и повышением температуры, что к превращению до сих пор в засушливые, к уровня воды в (из-за таяния и дрейфующих и затоплению прибрежных земель и

Возникла опасность баланса кислорода, озонового экрана в стратосфере при сверхзвуковых самолётов, а вследствие широкого на производстве и в быту Увеличилось загрязнение океана, и оно тенденцию стать

Как избежать парникового эффекта на Решение этой лежит в широкого комплекса мер, промышленность, науку, да и сам (стиль) жизни Среди таких мер указать, прежде введение энергосберегающих форсирование научных и работ по источникам энергии; термоядерных энергических строительство безопасных электростанций.

Что касается жизни людей в развитых то, по-видимому, надвигающейся экологической должно каждого человека к самоограничению расходования ресурсов.

Если говорить о национальных экологических и противоречиях, то признать, что методы управления хозяйством, десятилетиями в нашей нанесли ощутимый вред среде.

Возникли проблемы Байкала, Арала, моря, Волги, проблема ухудшения водных ресурсов в также целого ряда центров, проблема и рационального земельного фонда и ресурсов. Поэтому требует срочных программ по экологической ситуации.

Пути решения экологических проблем современности.

На любом человеческой истории воздействовать на определяется объективным – уровнем производительных сил

Так, решение проблемы потребовало атомных станций. Но с ними возможность загрязнять среду радиоактивными Яркий пример – АЭС.

Сегодня перспектива человека с реализуется в ряде требований: подходить к с точки интересов всего имея при этом в виду не только но и поколений людей: заботливость, бережливость по ко всем ресурсам; сводить к вред, наносимый живым творением дать новую производственной деятельности, ее с сохранения биосферы.

Уже можно что ускоренное сферы политики и охраны природы друг другу предпосылкой создания отрасли знания –

Современная экологическая обусловила более и многоплановое гуманизма, человечности, ценностей. Она не только общества, производства, но и образования, воспитания как морали, нравственности, экологического сознания как взглядов, знаний и отражающих систему – природа» и на разумное к ней [2, c. 79].

Современная эпоха находится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения «вечных вопросов». К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса.

На протяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и т.д.) образы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя.

Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. «Экологический вопрос» для человека – это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.

В настоящее время гигантский потенциал накопленной технической мощи предстоит в виде двуликого Януса, тая в себе и угрозу бессмысленного самоуничтожения, и перспективу величайшего социального процветания.

Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами – через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.

Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.

Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, ибо она «стимулирует формирования нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий… способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой».

Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.

Первый круг проблем связан с осознанием фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться.

Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения.

Третий круг проблем – этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Конечно, выделение этих трех групп условно.

«В современном познании… философия призвана соединить все множество разноплановых подходов к экологической проблеме, всю совокупность ее аспектов и оснований. Философия осуществляет этот теоретический синтез, решая в то же время традиционную задачу методологического поиска» [6, с. 493].

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Движения «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты и движения, движение за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) – все это ростки и очаги новой альтернативной мировой культуры.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой – интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. В этой работе не последняя роль принадлежит философии и социальной экологии.

Заключение.

Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь – оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

Поэтому с одной стороны, необходима практическая реализация новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой – интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. В этой работе не последняя роль принадлежит философии и экологии.

Движение вперед, изменение мира и человека – его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания (в том числе экологического) – вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Современный человек должен развивать гармонические отношения с природой, понимать процессы ее развития и разумно их использовать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.

На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.

В период своего становления научное познание в отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости «завоевания» ее, «покорения» сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении «завоевателя, не заботящегося о последствиях своей деятельности».

В целом к настоящему времени сформулировано одно из условий оптимизации коэволюционного развития – ноосферно-экологический императив, который является результатом синтеза нравственного и экологического императива и выступает как фактор гармонизации социоприродной целостности практическое преломление получает в экологии человека. Экология человека, принимающего данный императив, является качественной ступенью в развитии взаимоотношений человека и природы. Следствием практической реализации нормативно-аксиологических установок императива является освоение человеком новой социальной роли «человека сберегающего».

Список использованной литературы.

1. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. – 385 c.

2. Взаимодействие общества и природы / отв. ред. Фадеев Е.Т. – М.: Наука, 2015. – 236 c.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: учебник для ВУЗов. – М.: ЛОГОС: 1999. – 524 c.

4. Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 2016. – 275 c.

5. Фесенкова Л.В. Ценности в науках о жизни и биофилософия // Биофилософия. – М., 2016. – 190 c.

6. Философия. Учебник для бакалавров. В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин. Под ред. В.М. Лавриненко. – М., 2013. – 689 c.

Просмотров работы: 34