Семейный микроклимат, его влияние на детей. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Семейный микроклимат, его влияние на детей.

Грачева Е.А. 1
1Шуйский Филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимодействие семьи и школы в вопросах формирования и укрепления здорового образа жизни детей и подростков — комплексная социальная и педагогическая проблема. Она требует объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей, других социальных партнеров школы. Изучение состояния здоровья различных контингентов детей в нашем районе (по данным отдела образования) не выявило положительной динамики за последние три года. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной,  эндокринной и нервно-психической патологии, нарушение осанки, нарушений зрения.

    Здоровье человека, а особенно детей,  зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей,  психологическая комфортность участников образовательного процесса.

 Поэтому возникла необходимость изучения  психологического климата (микроклимата) в семье и школе и его влияния на обучающихся.

Микроклимат – (в словаре Ожегова) -  обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.

Микроклимат – (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)- создание зоны комфорта.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

-демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

-социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

-социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

-технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Однако проблема успешного обучения учащихся тесно связаны с тем, какая общая атмосфера в семье, как складываются отношения учащихся с их родителями. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичность поведение членов семьи по отношению к учащимся часто рассматривается как одна из основных причин тревожности. Безусловно, в настоящее время, вопрос о причинах возникновения тревожности остается открытым. Однако некоторые авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности считают нарушение взаимоотношений в семье.

Чувство тревожности у детей подвержено влиянию множества факторов, в том числе атмосфера и структура семьи, взаимоотношения между членами семьи и стиль родительского воспитания играют важную роль. Таким образом, изучение особенностей процесса воспитания в семье, стили родительского воспитания и чувство тревожности ребенка являются актуальными вопросами волнующими как педагогов, так и родителей.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований – как отечественной психологической науке, так и за рубежом. Взаимоотношения в семье рассматривали такие известные педагоги и психологи как А.В. Петровский, А.С. Макаренко, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, А. Адлер, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и другие.

Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

-изучение семей и условий семейного воспитания (воспитательный потенциал семьи);

-пропаганда психолого-педагогических знаний;

-активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;

-обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;

-знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей, например Минияров В.М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. По мнению Овчаровой Р.В., наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и, прежде всего супружеских и детско-родительских отношений. Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и родительство являются  жизненными ценностями, в которых присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. При этом не нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения родителей и социальная адекватность поведения детей. Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные характеристики.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка,  важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Его также интересует, каким образом различные семейные ситуации воспринимаются ребенком, какие последствия они вызывают в его личностном развитии, поведении и как это сказываются на его эмоциональном самочувствии.

Независимо от социального статуса, родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Поэтому работниками школы проблемам взаимоотношений между родителями и подростками в семье уделяется большое внимание, считая это направление весьма актуальным в современных условиях.

Основная работа по этому направлению ведется классными руководителями под руководством социального педагога. Ими проводятся различные тестирования, анкетирования, соцопросы по вопросам взаимоотношений в семье.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум. А «проблемные» , «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Просмотров работы: 418