Особенности использования научного текста с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста на уроках по окружающему миру - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности использования научного текста с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста на уроках по окружающему миру

Попкова Н.А. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О необходимости развития наблюдательности у младших школьников отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В нем указывается, что приоритетным для младших школьников является освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) [7, с. 13].

Кроме этого, в примерной образовательной программе начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» указываются направления развития познавательной деятельности, восприятия, внимания, мышления, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора соответствующих условий, способов и методик обучения [6, с. 8] .

Основа развития психических процессов закладывается в школе, поэтому изучению проблем, связанных с развитием наблюдательности, уделяется сейчас пристальное внимание.

«Окружающий мир» один из учебных предметов, который несет в себе большой развивающий потенциал. Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта младшие школьники должны овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. [6, с.70].

Так при изучении предмета «Окружающий мир» ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, отличительной особенностью которых является отсутствие в них сюжета и ролей, и наличие научных понятий, сведений, фактов. Работа с научным текстом позволяет детям находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), преобразовывать, представлять информацию в виде таблицы, схемы, ставить вопросы к тексту и искать ответы. [7, с. 151].

В гимназии МБОУ «Лаборатория Салахова» среди учителей 2-х классов был проведен опрос по теме «Использование научных текстов на уроках по окружающему миру» и было выявлено, что 70 % детей при работе с текстом идут, прежде всего, по пути запоминания его содержания, а не по пути работы с информацией. Кроме того, 60 % педагогов отметило, что работа с научно-познавательным текстом на уроках по окружающему миру ведется не системно.

На основании полученных данных была организована исследовательская работа на тему: « Особенности использования научных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как условие формирования наблюдательности у детей младшего школьного возраста».

Многие авторы дают свое определение понятию научный текст.

Так, данное понятие характеризуется, как:

- разновидность текста, написанного на общелитературном языке, обладающая грамматическими, лексическими, структурно-смысловыми и логико-композиционными особенностями (С.В.Блинова) [3, c. 35].

- текст, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи (С.Б.Борисов) [5, c. 365].

В рамках нашего исследования будем опираться на определение понятия, данное З.А. Клепининой, что научный текст – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения, главные черты которого отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, терминологичность [4, c. 79]. В данном определении можно выделить и основные признаки научных текстов (терминологичность, обобщенность, логичность и т.д.).

Согласно положениям З.А.Клепининой, М.С. Смирновой работа с научным текстом, предполагает формирование способности подмечать в вещах существенные признаки [4, c. 76].

Многие авторы раскрывают свои подходы к организации работы с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста.

Так, М.С. Смирнова предлагает организовывать работу с научным текстом в три этапа. Так как согласно утверждениям данного автора, это позволит осознанно, внимательно воспринимать материал научного текста, что мотивирует детей находить существенные малозаметные компоненты, разносторонне рассматривать объект, проявлять способность к обобщенной характеристике воспринятого. Представим основные положения данного подхода к построению работы с научным текстом в рамках уроков естественнонаучной направленности [7, c. 205]. [Таблица 1].

Таблица 1

Методика организации работы с текстом

на уроках окружающего мира в начальной школе

Этап

Цель

Приемы работы

Подготовительный

пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

«Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чем пойдет речь в тексте).

Использование загадок по теме текста.

Предварительный просмотр иллюстративного материала.

Проблемный вопрос.

Основной

достичь понимания и осмысления текста детьми

Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия).

Восстановление деформированного текста.

Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя)

Заключительный

проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции, полученной из текста информации)

Дополнение текста  (детям предлагается дополнить текст своими примерами)

Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак «+» если согласны, если не согласны - знак «-«)

«Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

Составление памяток, инструкций.

Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации)

Таким образом, проанализировав подход автора, мы можем сказать, что кроме основных целей, которые направлены на осознание, понимание текста, мы можем выделить промежуточные, которые направлены на развитие в детях таких качеств как тонкость наблюдения, умение подмечать существенные компоненты, исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

В свою очередь А.В. Миронов предлагает нам свой подход к организации работы с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста.

Автор предлагает использовать следующую совокупность приемов:

- Приемы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием научного текста: выделение терминов и ключевых слов в тексте, медленное чтение с выделением известных и новых понятий, деление текста на смысловые части; постановка вопросов во время чтения; анализ графического оформления текста;

- Приемы, формирующие умение создавать текст: дополнение текста на основе собственного опыта; создание собственных учебно-научных текстов

(сообщение, ответ-анализ, ответ-обобщение);

- Приемы, направленные на формирование умений работать с информацией: задания на поиск дополнительной информации, на оценку информации в тексте с точки зрения ее значимости, на различные способы изложения полученной информации [7, c. 235].

Н.Ф. Виноградова также отмечала, что работу с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности необходимо выстраивать определенным образом, и предложила свою группу приемов.

- Приемы, связанные с восприятием и пониманием научно-познавательных и учебных текстов: постановка вопросов от заголовка к самому тексту, выдвижение гипотезы о возможном содержании текста, нахождение ключевых слов, применять прием «инсерт» при чтении (т.е. умение подчеркнуть ключевые слова, выделить знакомые и новые определения, найти непонятные слова, неясные текстовые суждения и уточнить их значение);

- приемы, связанные с пониманием и преобразованием текста: анализ определения понятий (выделять признаки, термины и анализировать примеры); делить текст на смысловые части; задавать вопросы к частям текста

- приемы работы с информацией: дополнить текст, основываясь на собственном опыте, пересказать текст подробно и в сжатом виде [12, c. 103].

Так, проанализировав все три подхода, мы с вами видим, что подход Н.Ф. Виноградовой и А. В. Миронова имеют схожие основания для классификации приемов работы с научным текстом. Подход М.С. Смирновой более систематизирован, и раскрыт широко. Поэтому в нашем исследовании мы будем опираться на подход к организации работы с научным текстом с целью развития наблюдательности, предложенный данным автором.

Таким образом, мы видим, что для эффективной организации работы с научным текстом с целью развития наблюдательности необходимо проводить работу с пониманием и восприятием текста, умением создавать собственный текст на основе имеющегося научного, учиться оценивать прочитанную информацию.

Так в ходе теоретического исследования нами были выделены следующие особенности организации работ с научным текстом на уроках по окружающему миру в процессе развития наблюдательности:

- осуществление поэтапной работы с научным текстом (подготовительный, основной, заключительный);

- выбор приемов работы с научным текстом производить с учетом целевой направленности каждого из этапов.

Таким образом, мы можем сказать, что развитие у младших школьников умения наблюдать посредством организации работы с научным текстом будет результативным, если использовать методы и приемы, которые направлены на формирование умений самостоятельно осуществлять поиск информации, воспринимать, понимать, анализировать и систематизировать ее; а также реализовывать данные умения при создании собственных «научных» текстов.

Список литературы

Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля [Текст] / Г.Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

Барышева, Ю.А. Развитие восприятия и наблюдательности / Ю.А.Барышева [Текст] // Начальная школа. - 2014. - №7. - С.36-40.

Блинова, С.В. Методика преподавания естествознания: отдельные вопросы [Электронный ресурс] : учеб.пособие / С.В. Блинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 60 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотечная система".–Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821. – Загл. с экрана.

Клепинина, З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М. : Издат.центр «Академия», 2013. – 378 с.

Миронов, А.В. Технология изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе [Текст] / А.В. Миронов. – М.: "Феникс», 2013. – 511

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб.-М. : просвещение, 2013. – 289 с.

Смирнова, М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова – М.: Издательство Юрайт, 2016.-306 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана.

Bibliography

1. Aquileva, G.N. Methods of teaching science in elementary school: study guide for students. institutions average prof. education ped. Profile [Text] / G.N. Akvileva, Z. A. Klepinina. - M.: Tumanit, ed. Center VLADOS, 2001. - 240 p.

2. Barysheva, Yu.A. The development of perception and observation / Yu.A. Barysheva [Text] // Primary School. - 2014. - №7. - P.36-40.

3. Blinova, S.V. Methods of teaching science: selected issues [Electronic resource]: study guide / S.V. Blinov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kemerovo State University". Kemerovo: Kemerovo State University, 2014. - 60 p. - Access from the site of the library system "University Library System." – Access mode: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821. - Title from the screen.

4. Klepinina, Z.A. Workshop on the methodology of teaching science in elementary school [Text] / Z.A. Klepinina, G.N. Aquileva. - M.: Publishing center "Academy", 2013. - 378 p.

5. Mironov, A.V. Technology of studying the course "The World" in elementary school [Text] / A.V. Mironov. - M .: "Phoenix", 2013. - 511

6. Approximate basic educational program of an educational institution. Primary School / [comp. E.S. Savinov]. - 4th ed., Revised.-M. : Enlightenment, 2013. - 289 p.

7. Smirnova, MS Methods of teaching the subject "The World": a textbook and a workshop for academic undergraduate [Text] / M.S. Smirnova, N.A. Ryzhova - M .: Yurayt Publishing House, 2016.-306 p.

8. Federal State Educational Standard [Electronic resource]. - Access mode: http://standart.edu.ru, free. - Title from the screen.

Просмотров работы: 87