О необходимости развития наблюдательности у младших школьников отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В нем указывается, что приоритетным для младших школьников является освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) [7, с. 13].
Кроме этого, в примерной образовательной программе начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» указываются направления развития познавательной деятельности, восприятия, внимания, мышления, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора соответствующих условий, способов и методик обучения [6, с. 8] .
Основа развития психических процессов закладывается в школе, поэтому изучению проблем, связанных с развитием наблюдательности, уделяется сейчас пристальное внимание.
«Окружающий мир» один из учебных предметов, который несет в себе большой развивающий потенциал. Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта младшие школьники должны овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. [6, с.70].
Так при изучении предмета «Окружающий мир» ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, отличительной особенностью которых является отсутствие в них сюжета и ролей, и наличие научных понятий, сведений, фактов. Работа с научным текстом позволяет детям находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), преобразовывать, представлять информацию в виде таблицы, схемы, ставить вопросы к тексту и искать ответы. [7, с. 151].
В гимназии МБОУ «Лаборатория Салахова» среди учителей 2-х классов был проведен опрос по теме «Использование научных текстов на уроках по окружающему миру» и было выявлено, что 70 % детей при работе с текстом идут, прежде всего, по пути запоминания его содержания, а не по пути работы с информацией. Кроме того, 60 % педагогов отметило, что работа с научно-познавательным текстом на уроках по окружающему миру ведется не системно.
На основании полученных данных была организована исследовательская работа на тему: « Особенности использования научных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как условие формирования наблюдательности у детей младшего школьного возраста».
Многие авторы дают свое определение понятию научный текст.
Так, данное понятие характеризуется, как:
- разновидность текста, написанного на общелитературном языке, обладающая грамматическими, лексическими, структурно-смысловыми и логико-композиционными особенностями (С.В.Блинова) [3, c. 35].
- текст, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи (С.Б.Борисов) [5, c. 365].
В рамках нашего исследования будем опираться на определение понятия, данное З.А. Клепининой, что научный текст – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения, главные черты которого отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, терминологичность [4, c. 79]. В данном определении можно выделить и основные признаки научных текстов (терминологичность, обобщенность, логичность и т.д.).
Согласно положениям З.А.Клепининой, М.С. Смирновой работа с научным текстом, предполагает формирование способности подмечать в вещах существенные признаки [4, c. 76].
Многие авторы раскрывают свои подходы к организации работы с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста.
Так, М.С. Смирнова предлагает организовывать работу с научным текстом в три этапа. Так как согласно утверждениям данного автора, это позволит осознанно, внимательно воспринимать материал научного текста, что мотивирует детей находить существенные малозаметные компоненты, разносторонне рассматривать объект, проявлять способность к обобщенной характеристике воспринятого. Представим основные положения данного подхода к построению работы с научным текстом в рамках уроков естественнонаучной направленности [7, c. 205]. [Таблица 1].
Таблица 1
Методика организации работы с текстом
на уроках окружающего мира в начальной школе
Этап |
Цель |
Приемы работы |
Подготовительный |
пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом. |
«Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чем пойдет речь в тексте). Использование загадок по теме текста. Предварительный просмотр иллюстративного материала. Проблемный вопрос. |
Основной |
достичь понимания и осмысления текста детьми |
Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием) Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия). Восстановление деформированного текста. Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя) Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя) |
Заключительный |
проверить понимание и усвоение информации из научного текста. |
Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции, полученной из текста информации) Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами) Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак «+» если согласны, если не согласны - знак «-«) «Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?) Составление памяток, инструкций. Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации) |
Таким образом, проанализировав подход автора, мы можем сказать, что кроме основных целей, которые направлены на осознание, понимание текста, мы можем выделить промежуточные, которые направлены на развитие в детях таких качеств как тонкость наблюдения, умение подмечать существенные компоненты, исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.
В свою очередь А.В. Миронов предлагает нам свой подход к организации работы с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности у детей младшего школьного возраста.
Автор предлагает использовать следующую совокупность приемов:
- Приемы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием научного текста: выделение терминов и ключевых слов в тексте, медленное чтение с выделением известных и новых понятий, деление текста на смысловые части; постановка вопросов во время чтения; анализ графического оформления текста;
- Приемы, формирующие умение создавать текст: дополнение текста на основе собственного опыта; создание собственных учебно-научных текстов
(сообщение, ответ-анализ, ответ-обобщение);
- Приемы, направленные на формирование умений работать с информацией: задания на поиск дополнительной информации, на оценку информации в тексте с точки зрения ее значимости, на различные способы изложения полученной информации [7, c. 235].
Н.Ф. Виноградова также отмечала, что работу с научным текстом на уроках по окружающему миру с целью развития наблюдательности необходимо выстраивать определенным образом, и предложила свою группу приемов.
- Приемы, связанные с восприятием и пониманием научно-познавательных и учебных текстов: постановка вопросов от заголовка к самому тексту, выдвижение гипотезы о возможном содержании текста, нахождение ключевых слов, применять прием «инсерт» при чтении (т.е. умение подчеркнуть ключевые слова, выделить знакомые и новые определения, найти непонятные слова, неясные текстовые суждения и уточнить их значение);
- приемы, связанные с пониманием и преобразованием текста: анализ определения понятий (выделять признаки, термины и анализировать примеры); делить текст на смысловые части; задавать вопросы к частям текста
- приемы работы с информацией: дополнить текст, основываясь на собственном опыте, пересказать текст подробно и в сжатом виде [12, c. 103].
Так, проанализировав все три подхода, мы с вами видим, что подход Н.Ф. Виноградовой и А. В. Миронова имеют схожие основания для классификации приемов работы с научным текстом. Подход М.С. Смирновой более систематизирован, и раскрыт широко. Поэтому в нашем исследовании мы будем опираться на подход к организации работы с научным текстом с целью развития наблюдательности, предложенный данным автором.
Таким образом, мы видим, что для эффективной организации работы с научным текстом с целью развития наблюдательности необходимо проводить работу с пониманием и восприятием текста, умением создавать собственный текст на основе имеющегося научного, учиться оценивать прочитанную информацию.
Так в ходе теоретического исследования нами были выделены следующие особенности организации работ с научным текстом на уроках по окружающему миру в процессе развития наблюдательности:
- осуществление поэтапной работы с научным текстом (подготовительный, основной, заключительный);
- выбор приемов работы с научным текстом производить с учетом целевой направленности каждого из этапов.
Таким образом, мы можем сказать, что развитие у младших школьников умения наблюдать посредством организации работы с научным текстом будет результативным, если использовать методы и приемы, которые направлены на формирование умений самостоятельно осуществлять поиск информации, воспринимать, понимать, анализировать и систематизировать ее; а также реализовывать данные умения при создании собственных «научных» текстов.
Список литературы
Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб.пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля [Текст] / Г.Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Барышева, Ю.А. Развитие восприятия и наблюдательности / Ю.А.Барышева [Текст] // Начальная школа. - 2014. - №7. - С.36-40.
Блинова, С.В. Методика преподавания естествознания: отдельные вопросы [Электронный ресурс] : учеб.пособие / С.В. Блинова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. - 60 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотечная система".–Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821. – Загл. с экрана.
Клепинина, З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М. : Издат.центр «Академия», 2013. – 378 с.
Миронов, А.В. Технология изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе [Текст] / А.В. Миронов. – М.: "Феникс», 2013. – 511
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб.-М. : просвещение, 2013. – 289 с.
Смирнова, М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова – М.: Издательство Юрайт, 2016.-306 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Bibliography
1. Aquileva, G.N. Methods of teaching science in elementary school: study guide for students. institutions average prof. education ped. Profile [Text] / G.N. Akvileva, Z. A. Klepinina. - M.: Tumanit, ed. Center VLADOS, 2001. - 240 p.
2. Barysheva, Yu.A. The development of perception and observation / Yu.A. Barysheva [Text] // Primary School. - 2014. - №7. - P.36-40.
3. Blinova, S.V. Methods of teaching science: selected issues [Electronic resource]: study guide / S.V. Blinov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kemerovo State University". Kemerovo: Kemerovo State University, 2014. - 60 p. - Access from the site of the library system "University Library System." – Access mode: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278821. - Title from the screen.
4. Klepinina, Z.A. Workshop on the methodology of teaching science in elementary school [Text] / Z.A. Klepinina, G.N. Aquileva. - M.: Publishing center "Academy", 2013. - 378 p.
5. Mironov, A.V. Technology of studying the course "The World" in elementary school [Text] / A.V. Mironov. - M .: "Phoenix", 2013. - 511
6. Approximate basic educational program of an educational institution. Primary School / [comp. E.S. Savinov]. - 4th ed., Revised.-M. : Enlightenment, 2013. - 289 p.
7. Smirnova, MS Methods of teaching the subject "The World": a textbook and a workshop for academic undergraduate [Text] / M.S. Smirnova, N.A. Ryzhova - M .: Yurayt Publishing House, 2016.-306 p.
8. Federal State Educational Standard [Electronic resource]. - Access mode: http://standart.edu.ru, free. - Title from the screen.