Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Мыслительная деятельность младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала, абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в начальных классах широко используется наглядность – демонстрация наглядного пособия, раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод, явление, способствует более быстрому и продуктивному овладению данным правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения младших школьников наглядность и слово учителя.
Необходимо также отметить, что переход на новые программы обучения в начальных классах в значительной степени был обусловлен необходимостью более эффективного развития у учащихся младших классов мышления и необходимостью более интенсивного общего развития ребенка. В свою очередь, разработка и введение новых программ стали возможными в результате последних исследований психологов, убедительно доказавших возможность более интенсивного развития мышления у учащихся начальных классов. Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их роли на любом шаге мыслительного акта.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары. В исследовании принимали участие дети в возрасте 7-8 лет – ученики 1 «А» класса (20 человек).
Для изучения уровня развития мышления нами были подобраны ряд методик:
– методика «Исключение лишнего» Р. С. Немова;
– методика «Последовательность событий» Н. А. Бернштейна;
– методика «Четвертый лишний»;
– исследование словесно-логического мышления Замбацявичене.
Разделение детей на подгруппы производилась по порядковому счёту: первый, второй.
Экспериментальная группа «А» – 10 человек.
Контрольная группа «Б» – 10 человек.
Экспериментальное исследование осуществлялось в 3 этапа:
1) констатирующий этап эксперимента;
2) формирующий этап эксперимента;
3) контрольный этап эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития мышления у детей контрольной и экспериментальной групп.
Анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточной обращенности учителей к развитию мышления у учащихся в учебно-воспитательной деятельности: наполняя взаимодействие с учащимися разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание на развитие мышления вне занятий, способы и средства их применения, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на развитие мыслительных операций на специально-организованных занятиях, но и в повседневной деятельности.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в экспериментальной группе 16% респондентов имеют высокий уровень развития словесно-логического мышления; 34% – средний уровень и 50% – низкий. В контрольной группе 34 % респондентов имеют высокий уровень мышления, 50% – средний уровень, 16% – низкий уровень.
Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диа-гностирующих методик показал, у младших школьников экспериментальной группы уровень сформированности мышления ниже, чем у учащихся, контрольной группы. Наиболее сохранными у учащихся обеих групп оказались операции анализа и обобщения, наименее сохранны – операции сравнения и классификации.
Формирующий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой учащихся «А». В ходе формирующего эксперимента нами разработана программа развития мышления в младшем школьном возрасте. Программа состояла из 10 занятий.
Исходя из полученных диагностических данных по всем методикам, мы пришли к выводу о необходимости проведения программы развития мышления у младших школьников данного класса.
После проведения развивающих занятий мы провели повторную диагностику. Данных контрольного этапа эксперимента показали, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились по всем показателям, а это означает, что наша программа эффективна.
Таким образом, анализируя данные контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, чтов экспериментальной группе все учащиеся без исключения знакомы с операцией сравнения, анализа, синтеза, классификации.
Большая часть младших школьников испытывает устойчивый интерес к задачам и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Учащиеся стали смело высказывать суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ученик должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).
Исходя из полученных диагностических данных по всем методикам, мы пришли к выводу о том, что разработанная и апробированная нами программа развития действенна и приносит результаты, но для достижения больших результатов необходима целенаправленная, длительная и совместная работа психолога, учителя и родителей.
Список используемой литературы:
Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – Москва : АСТ, 2013. – 167 с.
Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка». Учебно–методическое пособие / В. В. Осипова. – Брянск : Ладомир, 2011. – 112 с.
Эльконин, Д. Б. Психологические игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2008. – 301 с.