В баскетболе, успешное выступление на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической, тактической подготовленности спортсмена, но так же, и от его психологической готовности [1, с. 18].
Чтобы осуществить в полной мере свои технические, тактические и физические способности, умения и навыки, баскетболисту необходимо быть готовым, в психологическом плане, к стресс-соревновательным условиям его спортивной деятельности.
Практика спорта показала, что спортсмены не всегда успешно выступают во время соревнований
В связи с этим психологическая подготовка баскетболиста к соревнованиям очень важный и обязательный компонент обучения и тренировки.
Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна быть направлена в первую очередь на формирование качеств и свойств личности и создание оптимального психического состояния, от чего в дальнейшем и будет зависеть стабильность и успешность соревновательной деятельности.
В спорте главная задача – этот достижение определенного спортивного результата. Так, в баскетболе – это выигрыш, который определяется количеством набранных очков командой в матче. Количество очков определяется процентом попаданий всех игроков. Поэтому тренеру важно, чтобы его игрок стабильно показывал и реализовывал хороший процент попаданий. Но, если спортсмен нестабилен, то он не может определить, как он выступит в конкретном соревновании, поэтому он будет испытывать значительную тревогу и неуверенность перед каждым своим выступлением.А неуверенность является главной помехой достижения высоких спортивных достижений, т. е. проблема стабильности – это не только проблема результата спортсмена в данных играх, но и проблема формирования уверенности или неуверенности у спортсмена. Тем самым, решая проблему формирования психологической стабильности, мы, в первую очередь решаем психологическую проблему – формирования уверенности, от которой в большей степени зависит успех баскетболиста в соревновательной деятельности. Как показывает практика, многие баскетболисты не обладают психологической стабильностью. Это значительно снижает их игровой потенциал.
Для решения этой задачи была создана программа формирование психологической стабильности на основе принципа «Ограничения».
Это означает, что на смену планированию выполнения технических элементов по временным (15-30 мин работы над техническим элементом), количественным (60-100 попыток выполнения элемента) показателям должны прийти планирование и учет эффективности выполнения этого элемента в процентах, но за ограниченное количество попыток, которое постепенно должно уменьшаться, пока не достигнет количества, приближенного к условиям соревнованиях.
У баскетболиста подобная работа при успешном решении указанных задач будет формировать чувство уверенности в себе и своих силах. В таком случае, игрок перестает думать о возможной ошибке,потому что у него появляется Право на ошибку (процент ошибок). Поэтому спортсмен выполняет без колебаний технико-тактических элементы, когда уходит чувство тревоги, что опять же способствует возникновению чувства уверенности в том, что он может успешно выполнить данный технический элемент
Это в свою очередь, будет обеспечивать согласованную работу сенсорной и моторной систем организма, способствовать созданию наилучшего уровня психического возбуждения, и переводить сознание из сферы психологического переживания в сферу (автоматического) поиска оптимальных условий, чтобы выполнить данный технический элемент.
Следовательно, решение задачи формирования психологической стабильности у баскетболиста может быть достигнуто при использовании в тренировке принципа на основе Ограничения, при работе над техникой и тактикой с обязательным учетом эффективности работы, то есть наличия критерия эффективности в процентах по основным выполняемым элементам для каждого спортсмена. [2, с. 79].
Важно помнить, переходя к технологии формирования психологической стабильности, что каждая психологическая задача, либо упражнение, которые ставятся перед спортсменом, должны заключать в себе позитивные решения. Чувство уверенности при выполнении данного упражнения или элемента, возникает только тогда, когда эта задача будет решена. Исходя из этого, нужно соблюдать пошаговое использование принципа ограничения, чтобы решить задачи формирования психологической стабильности. Именно поэтому, начинать работу на основе данного принципа необходимо с достаточно большого количества попыток.
Во-первых, необходимым фактором этой программы является последовательность заданий при выполнении 3-очковых бросков в тренировочном процессе. Во-вторых, нужно помнить, что переход к следующему заданию возможен только после выполнения предыдущего задания на 5 тренировках подряд, а при невыполнении на любом занятии задание начинается сначала до того момента, пока испытуемый не добьётся поставленного результата.
Предложенная методика является одной из первых попыток перевести работу по психологической подготовке баскетболиста на технологический уровень. Важность именно такого подхода заключается в том, что он даёт в руки тренеру и психологу конкретную технологию по формированию психологической устойчивости личности баскетболиста. Выбор психологической стабильности и умение регулировать психическое состояние в экстремальных условиях и принципов на основе которых созданы технологии по формированию этого психологического компонента обоснована анализом условий, в которых протекает деятельность баскетболиста. Этот анализ свидетельствует, что эта деятельность носит во многом экстремальный характер. В свою очередь, экстремальные условия предъявляют к психике баскетболиста повышенные требования, нередко превышающие ее возможности эффективно действовать в этих условиях. Это может привести к ухудшению деятельности. Поэтому формирование психологической стабильности особенно важно для баскетболиста, которому часто приходиться действовать в этих условиях.
Предложенная методика даёт возможность каждому спортсмену, каждому тренеру на основе принципа «ограничения» создавать свою технологию, использовать самые различные средства для формирования необходимых психологических качеств.
Данные методики позволяют решать поставленные задачи в процессе реальной тренировочно–соревновательной деятельности.
После проведенного исследования по данной методике, были получены следующие результаты:
Таблица 1 - Процент попаданий трёхочковых бросков в игровом сезоне 2014/15(до начала диагностики) и в игровом сезоне 2016/17(после диагностики).
Игрок |
Сезон 2014/2015 |
Сезон 2016/2017 |
||||
Броски |
Попадания |
Процент реализации |
Броски |
Попадания |
Процент реализации |
|
№1 |
68 |
11 |
16 |
71 |
40 |
56 |
№2 |
58 |
13 |
22 |
78 |
43 |
55 |
№3 |
59 |
19 |
32 |
84 |
56 |
66 |
№4 |
70 |
18 |
25 |
76 |
45 |
59 |
Из таблицы видно, что стабильность в реализации попаданий трёхочковых бросков во время соревнований улучшилась.
Выводы:
1. Принцип «Ограничения», который используется в процессе формирования психологической стабильности, позволяет приблизить тренировочный процесс к тем психологическим условиям, которые возникают во время игры.
2. Использование принципа «Ограничения» дает спортсмену «Право на ошибку». Этот фактор снимает у спортсмена страх ошибиться и способствует формированию оптимального психического состояния при подготовке и вовремя игры.
Список литературы
Елевич С. Н. Динамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Елевич. – Москва : 2004. - 27 с.
Малкин В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте : учеб. пособие / В. Р. Малкин. – Екатеринбург :УГТУ - УПИ, 2001. – 103 с.