РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Маслова А.А. 1, Гененко О.Н. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художественный потенциал человека, его эстетические способности с максимальной полнотой и последовательностью выражаются в искусстве; «искусство – это время и пространство, где живет красота человеческого духа». Произведенное человеческим трудом, мастерство в конкретном историческом этапе отделяется от материального производства. Оно становится специфическим видом деятельности как одной из форм общественного сознания. Образные ресурсы воплощают все характерные черты эстетической культуры школьников в реальность.

Развитие личности с помощью художественных средств в педагогике называется художественным воспитанием. Соприкасаясь с произведениями искусства, оно требует понимания явления красоты. Но это не значит, что он должен стать художником-профессионалом либо экспертом-искусствоведом; бессмысленно требовать это от ребенка. Речь идет о создании именуемой базовой эстетической культуры личности школьников. Помимо знания нескольких художественных произведений, школьник обязан приобрести некоторый объем информации из областей теории и истории различных видов искусства. Такое взаимообогащение конкретных образных эмоций знанием законов искусства и мастерства художника ничуть не убивает эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, углубляется, а восприятие становится осмысленным.

Безусловно, тесно связана с лирической поэзией музыка. Она является следующим этапом в духовном развитии школьников. Таким образом, музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Эмоционально воздействуя на ребенка, музыкальное искусство занимает одно из первых мест; оно отражает реальность в мелодиях, интонациях, тембрах.

Музыка и пение в школах необходимы не только как учебные предметы, но и как мощные средства воспитания, являющиеся эмоциональной и эстетической окраской всей духовной жизни школьников. Познание мира чувств немыслимо без понимания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать удовольствие от нее. Музыка вдохновляет, мотивирует людей. Нередко от приятной музыки улучшается настроение и общее самочувствие; она позволяет понять, что человек и вся его деятельность прекрасны, а это убеждение и является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

Музыка и пение в школах призваны разнообразить обучение как в младшей, так и в старшей школе.

К.Д. Ушинский в качестве одного из воспитательных средств предложил классное пение – независимо от того, на каком уроке им пользоваться. По его мнению, классное пение – это «прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство», но с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха; тогда вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом [1].

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, обеспечивающее совместное переживание героических и лирических чувств; оно развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, художественный вкус. Особое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей-солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Изучая музыкальные инструменты, голоса, узнавая о жизни и творчестве композиторов, школьники соприкасаются с языком и жанрами музыки. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Преподавание изобразительного искусства – важное средство приобщения школьников к художественной культуре. Оно развивает у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Благодаря обучению таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция, школьники осваивают реалистическое изображение [2]

Произведения изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И зритель с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.

Что касается живописи, то можно сказать, что рассматривание картин является таким же сложным способом эмоционально-эстетического влияния, как и музыка; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств. При этом существует множество картин, которые школьник должен рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и в ранней юности, так как в настоящем искусстве нет ничего элементарного, и каждый раз человек видит в них что-то новое. Повторное рассматривание картин обогащает, развивает эмоциональную память, воспитывает то, что можно назвать обостренностью восприятия красоты. Благодаря повторному восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь школьника, поэтому с каждым новым периодом интеллектуального, эмоционального и эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи и в то же время повторно рассматриваются картины, рассмотренные ранее.

Большое внимание необходимо уделять тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства вообще. Портретная живопись являет собой исключительно сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины и скульптурные произведения с этой точки зрения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ – художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, эстрада, цирк, обладают широкой популярностью. Они соединяют в себе элементы нескольких искусств: литературы, живописи, музыки, художественной фотографии, танца и так далее.

Театр обладает огромной силой эстетически-эмоционального воздействия. Его специфика – в сценической выразительности: в сочетании художественного чтения, пантомимы, декоративного оформления и музыкального сопровождения и в своеобразной атмосфере восприятия спектакля. В театре устанавливается прямой творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной и активной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Самыми массовыми видами современного искусства являются кино и телевидение, вобравшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса. Такие художественные средства кино и телевидения, как монтаж, крупные планы, ракурс, цвет, звук, динамика изображения и другие, способны передать огромную информацию, оказать сильное воспитательное влияние на юного зрителя. Нужно еще учитывать, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Поэтому кино, видео и телефильмы играют большую роль в формировании эстетической культуры учащихся. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Творчество является могучим стимулом духовной жизни школьников. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить жизнь школьников. Они стремятся выразить себя, и выразить не только в результатах своей учебы, но и во внутреннем духовном мире; быть не только пассивными потребителями духовных благ и ценностей, но и творцами.

Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые ранее, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием.

Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. Творческое вдохновение, которое переживается уже в детские годы, начинается с того, что слово как духовное богатство личности становится строительным материалом, из которого ребенок что-то создает. Первой сферой творчества, в которой ребенок утверждает свои способности и познает себя, зачастую становится сочинение или сказка.

Значительное место в духовной жизни школьников занимает драматическое творчество. Школьники могут организовать свой кукольный театр, театр сказки; довольно широко распространены драматические кружки, где учащиеся могут не просто исполнять роли в постановках, но и сочинять и инсценировать свои собственные пьесы эстетическое воспитание школьник творчество.

Формирование художественно-творческих способностей требует особой методики. Начиная с самого раннего возраста, необходимо предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствуют работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом. Важно своевременно обнаружить природные задатки, склонности ребенка (путем наблюдения, проверки слуха, зрительного восприятия), стимулировать творческую деятельность детей, закреплять достигнутый успех постоянной тренировкой, постепенно усложнять виды деятельности в процессе овладения новыми умениями и навыками. При этом надо помнить, что занятия музыкой, хореографией, рисованием и т.д. лишь тогда обогащают ученика эстетически и нравственно, когда они приносят ему радость. Существенным условием успеха служит и объективная оценка художественного творчества детей.

Таким образом, к средствам эстетического воспитания школьников относятся эстетическое восприятие природы, искусство и творческая деятельность. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.

Итак, в данной работе на основе анализа педагогической литературы мы познакомились с понятием эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также мы изучили основные средства формирования эстетической культуры учащихся, к которым относятся эстетическое восприятие природы, творчество и искусство – наиболее универсальное средство эстетического развития. Нами была разработана методика, позволяющая определить уровень развития эстетического сознания учащихся. Предлагаются анкеты для учащихся и для учителей. Результаты анкетирования позволяют сделать определенные практические выводы. Мы предполагаем, что выдвинутая нами гипотеза о том, что эстетическое сознание большинства учащихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи с неудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию, подтвердится на практике. На основании изученных материалов нами были даны рекомендации, позволяющие решить эту проблему – увеличить эффективность эстетического воспитания школьников и повысить уровень развития их эстетического сознания.

Таким образом, роль художественных средств в формировании эстетической культуры школьников очень важна, она призвана сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Подводя итоги, еще раз отметим, что художественное воспитание обеспечивает приобретение подростками знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей.

Умело организованное художественное воспитание помогает глубже познать окружающий мир. Лучшие работы замечательных мастеров расширяют кругозор, помогают ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и осуществлять воспитательный процесс.

Таким образом, эстетическая культура – это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.

Литература:

Ревякин, Д. В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста Д. В. Ревякин // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 93-96.

Сокольникова, Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания / Н. М. Сокольникова. – М. : Академия, 1997. – 472 с.

Просмотров работы: 17