РОЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Шахова Ю.Г. 1, Гененко О.Н. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В любую историческую эпоху исключительно важное значение общество придавало духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.В.И. Даль, определяя содержание термина «духовно-нравственное», писал, что в его содержание входит не только «всё относящееся к богу, церкви, вере», но и всё «относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам…», «уму и воле» [3].

В каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств и функцией регулирующих поведение человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде, быту, политике, науке, семье и в отношениях с другими людьми. Такую регулирующую функцию, в современном жизнеустройстве, выполняют правовые нормы, установленные современным обществом и закреплённые в законодательных актах, нормативных и правовых документах.

Однако взаимоотношения между членами общества регулируются не только писаными законами. Издревле в каждом обществе складывались нравственные нормы, обусловленные его традиционной культурой.

По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, В.А. Флериной ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств.Ведущие деятели педагогической науки

П.П. Блонский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой,

К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий изучали влияние народной культуры на развитие общества.

В системе дополнительного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Уже в раннем школьном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе культурно-исторических, патриотических и православных традиций России [1].

«Только защищая ценности своей национальной культуры, – пишет Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, – российский народ не потеряется на развилках глобализации, но станет носителем яркого и сильного национального самосознания и сможет критически относиться ко всему, что этому не соответствует».

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – СМИ, телевидением, Интернетом.

Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип – кибернетического человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. Погружаясь в мир телевидения и интернета, они поглощают все, что им предоставляет это огромное информационное пространство. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их содержать в чистоте свой духовный мир, ограждать себя от псевдокультуры. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорить о том, что хорошо. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро и красота.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка отношения к Родине, обществу, труду, коллективу, людям, своим обязанностям и к самому себе. Способствует развитию качеств: патриотизма, товарищества, толерантности, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед обществом – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, способной противостоять разрушению национальных основ и традиций народа и вековых нравственных норм.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости эстетический и нравственный идеал. Позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

В связи с этим тема приобщения детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в социокультурной и педагогической практике. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Огромную роль в формировании духовного мира ребенка играет развитие его эмоций и чувств. Учебную и воспитательную информацию ребенок более эффективно воспринимает через личные эмоциональные переживания. Таким образом, развивая эмоциональную сферу детей средствами искусства, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. «Самая важная, самая первостепенная задача искусства – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного», – писал Г. В. Свиридов Трудно переоценить важность и значимость этих слов! Ведь особое воспитательное воздействие на личность, её духовно-нравственное становление оказывает приобщение к русской культуре, русскому искусству, которые представляют вечные нравственные и эстетические ценности. Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт народа, связывающий между собой поколения [3].

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к различным видами народного художественного промысла, а именно: резьба и роспись по дереву, глиняная игрушка, традиционная кукла, лозоплетение, ткачество, вышивка, вязание, войлоковаляние. При знакомстве с основами ремесленной русской народной культуры дети познают о быте наших предков, обычаях и традициях, праздниках и буднях русского народа, используются произведения детского фольклора (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, заклички, считалки, народные игры и т.д.). Ведь не секрет, что именно в них, в произведениях народного творчества, заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. В детях воспитывается интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство, восхищение творчеством русского народа.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Из всех видов искусств декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для детского творчества. Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [2].

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы доски, мисочки, ложки стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, способной противостоять разрушению национальных основ, традиций народа и вековых нравственных норм будет наиболее эффективным с использованием средств народных промыслов и ремесел.

Народные художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство играют  существенную  роль  в  духовном  развитии  подрастающего поколения в  их  эстетическом  и  трудовом  воспитании. Возникает потребность в получении новых знаний о традиционной народной культуре, формируются добрые, нравственные человеческие качества. Дети  учатся  видеть  и  любить  природу  родного  края,  ценить  традиции  родных  мест,  постигая  представления  человека  о  красоте  и  добре.

Литература:

Красилов, Ю. П. Нравственное и духовное воспитание учащихся через возрождение традиционных ремесел и промыслов [Электронный ресурс] / Ю. П. Красилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 91-95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95610.htm. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.02.2018).

Сухомлинский, В. А. Воспитание гражданина [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский // Воспитание школьников. – 1966. – № 1. – URL: nsportal.ru. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2018).

Федоренко, Е. Н. Георгий Свиридов: русская культура неотделима от чувства совести [Электронный ресурс]. – URL: http://portal-kultura.ru/articles/data/125651-georgiy-sviridov-russkaya-kultura-neotdelima-ot-chuvstva-sovesti/. – Загл. с экрана (дата обращения: 24.02.2018).

Якушкина, Г. Народные обряды и современность / Г. Якушкина // Народное творчество. – 2008. – № 3. – С. 49.

Просмотров работы: 400