В любую историческую эпоху исключительно важное значение общество придавало духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.В.И. Даль, определяя содержание термина «духовно-нравственное», писал, что в его содержание входит не только «всё относящееся к богу, церкви, вере», но и всё «относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам…», «уму и воле» [3].
В каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств и функцией регулирующих поведение человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде, быту, политике, науке, семье и в отношениях с другими людьми. Такую регулирующую функцию, в современном жизнеустройстве, выполняют правовые нормы, установленные современным обществом и закреплённые в законодательных актах, нормативных и правовых документах.
Однако взаимоотношения между членами общества регулируются не только писаными законами. Издревле в каждом обществе складывались нравственные нормы, обусловленные его традиционной культурой.
По мнению отечественных педагогов, исследователей русского народного творчества Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, В.А. Флериной ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств.Ведущие деятели педагогической науки
П.П. Блонский, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий изучали влияние народной культуры на развитие общества.
В системе дополнительного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Уже в раннем школьном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе культурно-исторических, патриотических и православных традиций России [1].
«Только защищая ценности своей национальной культуры, – пишет Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, – российский народ не потеряется на развилках глобализации, но станет носителем яркого и сильного национального самосознания и сможет критически относиться ко всему, что этому не соответствует».
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – СМИ, телевидением, Интернетом.
Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип – кибернетического человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. Погружаясь в мир телевидения и интернета, они поглощают все, что им предоставляет это огромное информационное пространство. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их содержать в чистоте свой духовный мир, ограждать себя от псевдокультуры. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорить о том, что хорошо. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро и красота.
Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка отношения к Родине, обществу, труду, коллективу, людям, своим обязанностям и к самому себе. Способствует развитию качеств: патриотизма, товарищества, толерантности, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед обществом – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, способной противостоять разрушению национальных основ и традиций народа и вековых нравственных норм.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости эстетический и нравственный идеал. Позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
В связи с этим тема приобщения детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в социокультурной и педагогической практике. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Огромную роль в формировании духовного мира ребенка играет развитие его эмоций и чувств. Учебную и воспитательную информацию ребенок более эффективно воспринимает через личные эмоциональные переживания. Таким образом, развивая эмоциональную сферу детей средствами искусства, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. «Самая важная, самая первостепенная задача искусства – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного», – писал Г. В. Свиридов Трудно переоценить важность и значимость этих слов! Ведь особое воспитательное воздействие на личность, её духовно-нравственное становление оказывает приобщение к русской культуре, русскому искусству, которые представляют вечные нравственные и эстетические ценности. Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт народа, связывающий между собой поколения [3].
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе приобщения ребенка к различным видами народного художественного промысла, а именно: резьба и роспись по дереву, глиняная игрушка, традиционная кукла, лозоплетение, ткачество, вышивка, вязание, войлоковаляние. При знакомстве с основами ремесленной русской народной культуры дети познают о быте наших предков, обычаях и традициях, праздниках и буднях русского народа, используются произведения детского фольклора (потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, заклички, считалки, народные игры и т.д.). Ведь не секрет, что именно в них, в произведениях народного творчества, заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. В детях воспитывается интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство, восхищение творчеством русского народа.
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Из всех видов искусств декоративно-прикладное искусство наиболее доступно для детского творчества. Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» [2].
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров. Это сделано столь умело, нарядно, празднично, что, глядя на красивые узоры, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но, прежде всего, она необходима детям.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, способной противостоять разрушению национальных основ, традиций народа и вековых нравственных норм будет наиболее эффективным с использованием средств народных промыслов и ремесел.
Народные художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство играют существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения в их эстетическом и трудовом воспитании. Возникает потребность в получении новых знаний о традиционной народной культуре, формируются добрые, нравственные человеческие качества. Дети учатся видеть и любить природу родного края, ценить традиции родных мест, постигая представления человека о красоте и добре.
Литература:
Красилов, Ю. П. Нравственное и духовное воспитание учащихся через возрождение традиционных ремесел и промыслов [Электронный ресурс] / Ю. П. Красилов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 91-95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95610.htm. – Загл. с экрана (дата обращения: 08.02.2018).
Сухомлинский, В. А. Воспитание гражданина [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский // Воспитание школьников. – 1966. – № 1. – URL: nsportal.ru. – Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2018).
Федоренко, Е. Н. Георгий Свиридов: русская культура неотделима от чувства совести [Электронный ресурс]. – URL: http://portal-kultura.ru/articles/data/125651-georgiy-sviridov-russkaya-kultura-neotdelima-ot-chuvstva-sovesti/. – Загл. с экрана (дата обращения: 24.02.2018).
Якушкина, Г. Народные обряды и современность / Г. Якушкина // Народное творчество. – 2008. – № 3. – С. 49.