ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рыжкова С.М. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе повысились требования к формированию личности творческой, самостоятельной, адаптивной к различным условиям и производящей новые идеи. Творчество делает человека самодостаточным, наполняет его жизнь смыслом, заставляет стараться поступать не в ущерб себе и окружающим. И чем раньше человек прикоснётся к этому роду деятельности, тем для него будет полезнее.

Приобщение к творчеству подростков позволяет им легче преодолеть проблемы связанные с переходным возрастом, раскрыть свои возможности повысить самооценку и т.п. Развитие такой личности не возможно без развития креативности. Несомненно, подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом, поэтому именно в данном возрасте необходимо уделять особе внимание развитию креативности. С одной стороны у подростков проявляется творческая активность, с другой в стремлении к самовыражению и самостоятельности в решении проблем.

Данную проблему можно решить используя потенциал внеурочной деятельности, которая выступает как средство мотивации развития личности подростка предоставляя широкое разнообразие как в различных видов творческой деятельности так и в исследовательской деятельности.

Для построения эффективной программы развития креативного мышления подростков во внеурочной деятельности необходимо рассмотреть понятиях «креативность» и выделить возвратные особенности подростков, способствующие его развитию.

В современной психологической науке нет однозначной интерпретации термина креативность. Ученые (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Д. Томпсон, В.Н. Дружинин, Н. Роджерс, И.Ю Хрящев, Р. Стернберг, В.Н. Дунчев и др.) предлагают различные трактовки понятия креативности. Креативность трактуется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности [5].

Креативность - это порождение оригинальных идей в условиях разрешения и постановки новых проблем, обнаружение необычных способов выражения [9, с.164]. Изучив определения креативности можно сделать вывод, что креативность это интегральное свойство личности, предполагающее варьирование путей решения различных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях личности. Ильин В.П. указывает на то, что в возрасте 13–20 лет возникает «специализированная» креативность, т.е. способность к творчеству в определенной сфере деятельности как дополнение и альтернатива «первичной», недифференцированной креативности. [1, с. 107].

Подросткам необходимы занятия, учитывающие особенности их развития, и помогающие самоопределится в дальнейшей жизни. Необходимо учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно. Е.П. Торренс определил, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок [10, с.88]. А. Маслоу пишет, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека» [8, с.109].

Большой педагогический потенциал для развития креативности подростков содержат занятия арт-терапией. Арт-терапия, это направление, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает И.В. Сусанина: "Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни" [10, с.88].

Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста». Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.

Средства арт-терапии позволяют подросткам и старшим школьникам проявлять, осознавать, а также выражать различные инстинктивные импульсы и эмоциональные состояния, способствуют преодолению защитных механизмов. Это особенно важно для подростков, которые не умеют или не могут выговориться, так как нарисовать фантазии для них легче, чем о них рассказать. Фантазии, будучи изображенными, на бумаге, ускоряют и облегчают вербализацию переживаний детей и подростков, что снижает их напряжение (Г. Ферс, 1994).

Средства арт-терапии дают подросткам возможность преодолеть психологический барьер неуверенности, разобраться в себе. Средства арт-терапии (спонтанный рисунок, живописные техники, спокойная музыка) повышают интерес, пробуждают любознательность, развивают оригинальность, способствуют свободе ассоциаций, развитию находчивости, формированию креативности подростков и старших школьников, активизируют их творческий потенциал. [4].

Средства арт-терапии предполагают широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью для создания коллажей или объемных композиций используют журналы, цветную бумагу, фольгу, текстиль; глину, пластилин, дерево. Многообразные техники и материалы, используемые в арт-терапии, помогают разностороннему развитию креативности школьника. Этому также способствует методика настроя на творчество, которая включена в структуру урока и представлена упражнениями на расслабление, включающими в себя прослушивание спокойной музыки. После таких упражнений ученики чувствуют себя в классе более комфортно и спокойно, они ярко и оригинально выражают свои мысли и эмоции. В качестве средств арт-ерапии, нами определено искусство вырезания из бумаги – силуэт.

В век стандартизации и глобализации силуэт помогает очеловечить безликое, сделать индивидуальным растиражированное. Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность. С возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывали зарождение живописи.

Силуэт - это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. [7]

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами.

Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуют черной краской на белой бумаге или вырезают из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую.
Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом, а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. Выразительные свойства силуэта и его границ - контура используют в разных видах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или, в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности.

Искусство силуэт достаточно экономичная деятельность, нужны лишь ватман, ножницы или канцелярский нож. Более опытному мастеру нужна более дорогая и плотная бумага. Средствами искусства силуэт можно широко разнообразить детский досуг, мало затратными средствами.

Попробуем рассмотреть возможности использования силуэта в работе с подростками. При помощи силуэта можно создать: студию силуэт; театр теней или просто осуществить разовую постановку спектакля. Средствами силуэта можно легко украсить холл окна и классы, изготовить атрибуты к календарным праздникам. Приготовить новогодние маски и костюмы, открытки и украшения для зала и т.п. Стоит лишь направить творчество в нужное русло, и внимательно отследить процесс и его результаты.

Таким образом, формирование креативности подростков средствами арт-терапии с применением силуэтных изображений, оказывает большое влияние на самореализацию и становление его социально-адекватного образа жизни. Чаще всего на негативное поведение подростков возникает от безделья и отсутствия какой-либо позитивной мотивации заниматься творческой деятельностью. Развивая креативность средствами арт-терапии в подростковом возрасте, школьник получает шанс выбирать между девиантными склонностями, социально- опасными мотивами и творчеством, фантазированием, развитием собственного внутреннего мира и путеводной целью в жизни, берущей своё начало в креативном образе мышления.

Литература:

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] /Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2009 - 151 с.

Калмыкова С. Вырезаем из бумаги. Практическое пособие. – СПб: «КОРОНА принт», 1999.

Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. Витебск, 1996.

Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразо- вательной школе: Методическое пособие. – СПб.: Академия постдипломного педагогического об- разования, 2005. – С. 17. 3.

Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст]. / под ред. В.В. Попов, Ю.Г. Круглов. - 3-е изд., испр. и доп. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 323 с.

Кузнецова Э. В. Искусство силуэта. Ленинград, 1970.

Лазарева Н.М. Силуэт Уроки мастерства: Бумага. / Н. М.Лазарева.– Л.: Паритет, 2007.– 170с.

Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М.: Альпина Диджитал, 2011. - 590с.

Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] // Вопросы психологии. 1990 №1. С.164-168.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 2006. - 704 с.

Просмотров работы: 149