ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Измайлова Е.П. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день агрессивное поведение детей является одним из самых распространенных нарушений среди детей младшего школьного возраста, так как это, также как и в дошкольном возрасте, остается еще наиболее эффективным для них способом достижения цели. Воспитатели в детских садах отмечают, что детей, проявляющих агрессивное поведение, с каждым годом становится больше. Порой с ними трудно работать, и зачастую взрослые не знают, как справиться.

Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивности способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

Известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение агрессивных детей описывает следующим образом: «Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их [3] .

Таким образом, анализ литературы позволяет нам констатировать, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Проблема профилактики агрессии детей давно интересует теоретиков и практиков, как в нашей стране, так и за рубежом. Детскую агрессивность изучали И. А. Фурманов [6], Л. М. Семенюк [5] и др. Авторы единогласно признают необходимость профилактики агрессии несовершеннолетних на ранних этапах развития личности.

В современной школе признается значимость профилактической работы с агрессивными и склонными к агрессии младшими школьниками.

Профилактическая работа с несовершеннолетними – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения агрессии заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей.

В «Психологическом словаре» дано следующее определение понятия «профилактика»«система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия» [4, 276].

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Социально-психологическая профилактика – это система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения младших школьников становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:

– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;

– современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.

Одним из самых эффективных методов профилактики агрессивности младших школьников является арт-терапия.

Арт-терапия – метод психотерапии, развитие которого началось с 30-40 годов 20 века. Под арт-терапией принято понимать терапию творчеством, основной задачей которой является воздействие на эмоциональное состояние человека.

Во многих образовательных организациях используют частные методы арт-терапии как одного из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Так, Л.Д. Лебедева утверждает, что «коррекционные возможности арт-терапии дают ребенку практически неограниченные возможности, чтобы он мог самовыразиться и самореализоваться в продуктах своего творчества с познанием и утверждения своего Я» [2, 19].

Применение арт-терапевтической коррекции является незаменимым в случаях эмоциональных нарушений, трудностей в общении, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В.А. Доскин пишет: «В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арт-терапия позволяет объединить детей в группу не изменяя индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс общения» [1, 15].

Анализ опыта работы современных психологов практиков за последние годы подтверждает популярность использования методов арт-терапии. Так методы изотерапии предлагают использовать следующие авторы: О.М. Рудницкая, Е.В. Охотникова, Е.Л. Шустова, И.А. Понаморева, И.В. Севостьянова, В.П. Мухина, Е.Н. Ганенкина, Л.Н. Корсакова.

Кратко раскроем возможности частных методов арт-терапии. Многие педагоги-психологи дошкольных учреждений используют изотерапию в психо-коррекционной практике. Данный метод дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изотерапия предоставляет огромное изобразительно-игровое пространство и материал, а образы в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает им в проблемных ситуациях.

Изотерапия включает в себя разнообразные методы. Например, проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей и негативные условия, влияющие на ребенка. Проективный рисунок, используется как в группе, так и индивидуально. При разной тематике рисования возникает возможность выявить моменты, которые тревожат ребенка.

Изотерапия не только предоставляет большие возможности для самовыражения детей, в развитии фантазии и положительных эмоций, но она благоприятно воздействует на внутри-групповой климат, повышает детскую самооценку, помогает моделировать проблемные ситуации, расширяя и формируя адекватный поведенческий стереотип у детей. Изотерапия дает возможность детям выразить свой негатив и не вспоминать о нем в общении с другими детьми. Также этот метод является инструментарием для выявления чувств и эмоций в развитии положительных межличностных взаимодействий между детьми и взрослыми.

Большой эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых вызывают тексты сказок. Ни один ребенок не может быть равнодушен к сказке. Дети с удовольствием окунаются в чудесный сказочный мир. Поэтому всё чаще сказку стали использовать в психотерапевтических целях для решения разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения, нахождение выхода из проблемной ситуации.

Посредством сказкотерапии, в частности, можно вести профилактическую работу следующими группами детей:

1) с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми;

2) с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств;

3) с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.

Простое прочтение сказки не имеет должной терапевтической цели. Сказку надо проанализировать, обсудить, проинсценировать. Содержание сказки должно соответствовать возрасту ребёнка. Методические приемы по анализу прочитанной сказки должны разрешить поставленную задачу. Проигрывая сюжеты сказки, ребенок учиться преодолевать трудности в общении с другими детьми, что помогает ему более свободно выражать свои эмоции и чувства.

Игротерапия основана на естественной потребности детей к игре, что является важнейшим условием для правильного развития ребенка. В игротерапии игра как основной инструмент способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу и страх перед окружающими. Игра повышает самооценку ребёнка, позволяет ему проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий, оказывает сильное влияние на развитие его личности. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию свободно выражаемых в игре чувств ребенка становиться основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Через игру ребенок учится общаться, развивается его коммуникативная деятельность. Игра дает ребенку быть самим собой, понимать свои достоинства и видеть недостатки. В игротерапии применяют разнообразные игры: подвижные, игры с куклами, с песком, игры-драматизации и т.д. Они учат взаимодействию детей друг с другом, учат видеть и предотвращать конфликтные ситуации между собой и развивают в детях самоконтроль.

Таким образом, арт-терапия приобретает свое основное значение как вид профилактики агрессивности младших школьников , также использование арт-терапии способствует гармонизации образа мира и укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста.

Список литературы

Доскин, В. А. Рисунки детей - психологический анализ / В.А. Доксин // Дошкольное воспитание. –2012. – № 12. – С. 15-18.

Лебедева, Л. Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева. – Москва : Педагогика, 2010. – 248 с.

Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004 – 184 с.

Психологический словарь / под ред. С. Т. Посоховой. – Москва : АСТ, 2005. – 671 с.

Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности и конфликтности у детей / А. А. Романов. – Москва : Сфера, 2007. – 190 с.

Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – Москва : Наука, 1996. – 378 с.

Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск, 1996. – 120 с.

Просмотров работы: 164