Технология групповой работы как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Технология групповой работы как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться в течение всей жизни, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию [10]. Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий [11]. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию . В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [5, с.155]. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем» [2, с.205].

На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий, учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Проблема формирования у младших школьников умения учиться интересовала многих психологов и педагогов Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др. в контексте обсуждения развивающего потенциала учебной деятельности, т.е. умения учиться, что предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.

Как отмечалось ранее, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важнейшим приоритетом становится развитие личности посредством формирования универсальных учебных действий, среди которых, на наш взгляд, важное место занимают коммуникативные умения. На современном этапе развития общества формирование навыков эффективного коммуникативного взаимодействия с окружающим миром является необходимым условием развития социально-активной личности, умеющей продуктивно сотрудничать с другими людьми. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, тем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется продуктивное взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативных навыков и умений [3, с.280].  По мнению А.Г. Асмолова, И.А. Гришановой, О.В. Якубенко, становление и развитие личности в социокультурном образовательном пространстве осуществляется на основе развития универсальных учебных действий, дающих возможность обучающимся в дальнейшем самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями и компетентностями [1, с.305]. В современном же обществе востребованы люди, которые готовы и способны к самостоятельному критическому овладению знаниями, стремящиеся к постоянным изменениям, действующие самостоятельно и принимающие ответственные решения. Развитие у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает их социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками [13, с.135]. Освоение обучающимися коммуникативных универсальных учебных действий, по мнению исследователей, имеет важное значение в образовательном процессе. Во-первых, от уровня их сформированности зависит успешность детей в учебной деятельности, поскольку если младший школьник испытывает барьеры в процессе делового общения с педагогом и одноклассниками на уроке, то он демонстрирует более низкие предметные образовательные результаты в сравнении с потенциально возможными [12, с.264]. Во-вторых, овладение младшими школьниками коммуникативными учебными действиями во многом определяет их благополучие в классном коллективе. Если ребёнок не испытывает затруднений в общении с другими детьми, то ему комфортно в детском коллективе. И напротив, если ребенок не способен идти на контакт со сверстниками, то сужается круг его общения, возникают негативные эмоции, чувство отчуждения от детского коллектива, проявление индифферентности, и возможно – агрессии, по отношению к одноклассникам [16, с.292].

В современных научных исследованиях указывается, что существенное влияние на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников оказывает систематическое использование педагогом на уроках технологии группового способа обучения [12, с. 189]. В работах Г.А. Цукерман, П.И. Фроловой, О.В. Якубенко и других в качестве основных достоинств применения технологии групповой работы обучения на ступени начального общего образования выделяются её эффективность в формировании у детей предметных образовательных результатов, в развитии познавательной активности и самостоятельности обучающихся, в развитии у них навыков учебного сотрудничества, социальной активности и компетентности [14, с.77]. Технология группового способа обучения направлена на формирование у обучающихся в начальной школе таких компонентов коммуникативных универсальных учебных действий, как: умение вести диалог, строить понятные для партнера высказывания, задавать и отвечать на вопросы, слушать и слышать речь одноклассников, контролировать правильность их речи, распределять роли в процессе общения. При этом, важное значение имеет последующая рефлексия детьми своих действий. Организация групповой учебной деятельности младших школьников на уроках способствует более продуктивному общению обучающегося со сверстниками, в ходе которого он извлекает полезную информацию, учится эффективно сотрудничать с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение. Такое взаимодействие способствует формированию чувства психологической защищенности у тревожных и застенчивых детей, поскольку они получают поддержку и признание сверстниками своего участия в совместной деятельности [4, с.138].

Психологические аспекты организации и проведения групповой работы освещены в трудах таких известных психологов и педагогов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и Г.А. Цукерман, О.М. Леонтьева, О.Я. Понамарева, А. М. Алексюк, Ю.М. Малеванный, О.Я. Савченко и др.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательско-поисковой деятельности. Реализации данной цели способствует применение технологии групповой работы, в чём и заключается её актуальность и широкая применяемость. Подготовку обучающихся к взаимодействию в группе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью. Многие дети, поступая в школу, отличаются заниженной самооценкой и нуждаются в психологической поддержке. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт с другими детьми, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса. Групповая поддержка, действие заодно с другими создают чувство защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже такие напряженные ситуации, как выход к доске, ответ с места. Благодаря разнообразной психологической подготовки, даже самые тревожные и робкие дети преодолевают этот барьер. Психологи всего мира утверждают, что отсекая прямое общение между детьми во время занятий, т.е. запрещая им переговариваться, обмениваться мыслями, мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, а потому гораздо более зависимым от учителя, склонным к подражанию, а, следовательно, не способным принимать самостоятельные решения, совершать поступки.

Таким образом, объединяя детей в процессе группой работы, мы даем им, по словам Г.А. Цукерман, почву, на которой вырастает спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равноправных, равных себе [14, с.55].

Г.К. Селевко, один из ведущих специалистов в области образовательных технологий, раскрывает сущность понятия «групповая работа» и выделяет этапы технологического процесса групповой работы. Групповая работа, по мнению Г.К. Селевко, это технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является работа в группах.

Этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Обладая достаточно мощной побудительной силой, технология групповой работы способствует оптимизации учебной деятельности, обеспечивая её эффективность и личностную направленность для обучающегося. Важным для нас является то, что технология групповой работы способствует формированию действий, значимых для развития следующих коммуникативных УУД:

конкретно – познавательных, связных с изучением и обсуждением учебной ситуации;

коммуникативно – развивающих, влияющих на развитие общения внутри группы и за ее пределами;

социально – ориентационных, способствующих социализации обучающегося в обществе.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и возможность учитывать позиции других людей, партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет выделить преимущества групповой работы:

- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья обучающегося;

- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности обучающегося;

- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

- у каждого обучающегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

- для решения большинства задач необходима работа всей группы;

- какой бы разной ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

- не дает возможности спрятаться, задействованы все;

- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива [9, с.95].

Таким образом, теоретическое изучение исследуемой проблемы подтверждает ее актуальность и значимость технологии групповой работы в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности. Применение технологии групповой работы позволяет обучающемуся почувствовать свою значимость, уверенность в собственных силах, а в развивающем плане способствует формированию познавательного интереса и познавательной активности, обеспечивая активную субъектную позицию обучающегося в учебной деятельности.

Список используемой литературы

Асмолов, А.Г. Как проектировать выбора универсальные учебные способа действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя уроках / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. среднем Володарская развития / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: Изд-во АПН СССР, 1959. - 335 с.

Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: диссертация ... доктора педагогических наук. - Ижевск: Глазовский государственный педагогический университет, 2010. - 307 с.

Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. — М. : Вопросы психологии. — 1993. — № 3-4 363 с.

Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. - 188 с.

Ковалев, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной обучение школе. Система заданий: в 3 ч. / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой— М. : Просвещение, 2011. — 215 с.

Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011.—120 с. — (Стандарты второго поколения).

Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» /Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, О.В. Якубенко. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: 1998.-256 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения)

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл /1543/12.12... (дата обращения: 08.04.2014).

Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении: учеб. пособие. – Томск: Пеленг, 2005. – 237с.

Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования//Психологическая наука и образование. – 2010. - № 4. – С. 77 – 90. // 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.

Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.

Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

Просмотров работы: 290