Специфика социального сопровождения семей с детьми - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Специфика социального сопровождения семей с детьми

Хусаинова Р.М. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребенка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьезных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска». По исследованиям А.А. Киберева и И.В. Сеньчуковой наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей

из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, где дети обделены заботой и вниманием со стороны родителей [2, с. 35].

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ в модельной программе социального сопровождения семей с детьми социальное сопровождение рассматривается как содействие родителям или законным представителям несовершеннолетних в получении помощи в органах исполнительной власти и организациях социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта, других субъектах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью решения проблем ребенка и/или семьи и повышения их реабилитационного, интеграционного, коммуникативного потенциала и обеспечения самостоятельного функционирования.

На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, социальное сопровождение может осуществляться в отношении следующих категорий и типов семей с детьми:

– замещающей;

– воспитывающей детей-инвалидов;

– воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
в возрасте от рождения до 3-х лет;

– многодетной;

– малообеспеченной (с низким уровнем дохода);

– имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе
от новорожденного);

– с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;

– находящейся в социально опасном положении;

– переселенцев, беженцев;

– с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью и др.

Осуществляют социальное сопровождение семей с детьми государственные и/или муниципальные организации социального обслуживания при участии органов и организаций системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, привлекаемых для решения медицинских, психологических, педагогических, юридических
и социальных проблем семьи на межведомственной, внутриотраслевой
и межсекторной основе [1, с.128].

В организации социального обслуживания социальное сопровождение осуществляют подразделения по работе с семьей и детьми или специально созданные службы, например, служба социального сопровождения семей
с детьми организации социального обслуживания; отделение по работе
с семьей и детьми комплексного центра социального обслуживания; сектор
по работе с семьей и детьми организации социального обслуживания [1, с.129].

Непосредственно организацию социального сопровождения обеспечивают специалисты соответствующей профессиональной квалификации: специалисты по социальной работе, специалисты по работе
с семьей, социальные педагоги, психологи, специалисты по реабилитации, опеке и попечительству [1, с.129].

Социальное сопровождение семей с детьми направлено на:

– раннее выявление и предупреждение семейного неблагополучия, сохранение семьи для ребенка, повышение ее социального статуса;

– содействие семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодолении трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся
к социальным услугам;

– содействие семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей;

– повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.

К задачам, решаемым в ходе социального сопровождения семей с детьми, относятся:

– помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семей с детьми;

– профилактика и/или преодоление кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

– профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав
и законных интересов детей;

– профилактика лишения родительских прав;

– профилактика отказов от детей;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

– профилактика возвратов детей из замещающих семей
в государственные учреждения;

– мониторинг изменений в поведении и состоянии ребенка (детей)
в семье, находящейся на социальном сопровождении;

– диагностика социального положения семей с детьми;

– создание условий для преодоления социальной исключенности семьи
с ребенком, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Социальное сопровождение семей с детьми основывается на принципах: добровольности; комплексности, межведомственности, адресности
и доступности, вариативности, конфиденциальности, непрерывности, рекомендательного характера предлагаемых механизмов решения трудной жизненной ситуации, эффективности [1, с.130].

Основные этапы социального сопровождения семей с детьми, включая замещающие семьи.

Заявление члена семьи или законного представителя несовершеннолетнего ребенка о потребности в социальном сопровождении регистрируется в территориальной организации социального обслуживания или службе сопровождения при организации социального обслуживания согласно установленной в субъекте Российской Федерации форме [1, с.24].

С момента регистрации заявления в организации социального обслуживания проводится работа:

по определению существующих в семье проблем, с которыми сама семья не справляется;

разработке совместно с семьей индивидуальной программы сопровождения;

утверждению документов на межведомственной комиссии; заключению договора на сопровождение семьи;

определению ответственных за выполнение мероприятий, сроков сопровождения, выполнения мероприятий программы, мониторинга
их выполнения участниками межведомственного взаимодействия;

подготовке материалов о результатах сопровождения, решения
о прекращении (или продолжении) социального сопровождения семьи.

Порядок работы с заявлениями родителей или иных законных представителей ребенка, а также алгоритм и содержание работы
по сопровождению семьи с детьми устанавливается соответствующими документами субъекта Российской Федерации.

На этапе выявления проблемы семьи осуществляется:

– установление доверительных отношений специалиста с семьей;

– определение ресурсов членов семьи, в том числе составление (при необходимости) акта обследования материальных и жилищно-бытовых условий проживания семьи;

– постановка на учет семьи с детьми с отнесением ее к определенной категории, регистрация в журнале первичного учета семей, нуждающихся
в социальном сопровождении, согласно форме;

– оформление письменного заявления родителя (законного представителя несовершеннолетнего ребенка);

– принятие решения о предоставлении семье других форм и видов социального обслуживания, при отказе семьи от социального сопровождения;

– закрепление куратора за семьей с детьми [1, с.25].

На этапе составления индивидуальной программы и заключения договора предусматривается:

– составление совместно с семьей индивидуальной программы социального сопровождения (как составной части индивидуальной программы предоставления социальных услуг или самостоятельного документа) проектирование действий специалистов организаций в рамках межведомственного взаимодействия, куратора семьи и членов семьи в целях разрешения ее проблем;

– определение или уточнение (в случае, когда с членом(ами) семьи уже заключен договор о социальном обслуживании в виде предоставления социальных услуг) зоны ответственности семьи и куратора по решению сложившейся проблемы семьи;

– рассмотрение на межведомственной рабочей группе (комиссии) индивидуальной программы социального сопровождения семьи (членов семьи) и ее утверждение либо отклонение;

– заключение договора о социальном сопровождении семьи;

– осуществление рассылки утвержденной индивидуальной программы
в организации, ответственные за ее реализацию.

В рамках этапа реализации индивидуальной программы социального сопровождения:

– осуществляются действия по решению проблем(ы) семьи
в соответствии с утвержденной индивидуальной программой, заключенным договором о социальном сопровождении;

– проводится промежуточная диагностика и мониторинг (консилиум)
с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.

На этапе мониторинга (консилиума), по истечении установленных сроков выполнения индивидуальной программы социального сопровождения семьи, специалистом-куратором семьи совместно с заинтересованными организациями проводится промежуточный анализ эффективности социального сопровождения семьи с целью определения дальнейших действий в отношении социального сопровождения семьи (прекращения с выработкой дальнейших рекомендаций семье или продолжения).

После прекращения действия договора о социальном сопровождении организациями социального обслуживания может оказываться семье необходимая государственная помощь в соответствии с законодательством.

Организация социального сопровождения замещающих семей имеет свою специфику, определенную сложившейся практикой деятельности
в организациях образования и социальной защиты, а также наличием специальных документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства.

Этап первичной информации включает: получение информации
о замещающей семье, поступившей в социальную организацию
от специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, иных организаций социальной защиты населения, муниципальных комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо личное обращение граждан [1, с.27].

Этап выявления проблем семьи включает действия, связанные с выходом специалиста в семью с информацией о деятельности службы сопровождения. Специалист мотивирует семью на сотрудничество, проводит первичную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах. Проводится первичный психолого - медико - педагогический консилиум, при необходимости – межведомственный консилиум (далее – консилиум).

Этап принятия семьи на сопровождение включает деятельность специалиста по получению от семьи согласия (письменного заявления)
от одного или обоих замещающих родителей на сотрудничество
со специалистами службы сопровождения. Разрабатывает совместно с семьей индивидуальную программу сопровождения, включающую мероприятия
по разрешению проблемы семьи, сроки их реализации и сведения
о заинтересованных организациях, ответственных за исполнение мероприятий индивидуальной программы, представляет ее на первичный консилиум
и заключает договор. Замещающая семья, поступившая на сопровождение, регистрируются в электронной базе данных и журнале учета.

Этап реализации программы сопровождения замещающей семьи включает действия участников сопровождения согласно уровню сопровождения, мониторинг эффективности сопровождения, проведение контрольного консилиума, совместное обсуждение с замещающими родителями и специалистами организаций результатов сопровождения, корректировку при необходимости программы сопровождения.

Этап проведения итогового консилиума. Снятие замещающей семьи
с учета, либо определение необходимости дальнейшего сопровождения семьи (пролонгация договора). Основанием для досрочного прекращения сопровождения (расторжения договора) являются отказ родителей, в том числе замещающих, от дальнейшей работы со специалистами организации, а также невыполнение одной из сторон условий программы сопровождения [1, с.29].

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.

Медицинская помощь: диагностика состояния здоровья членов семьи, организация лечения членов семьи, получение медицинских
и реабилитационных услуг, прохождение медико-социальной экспертизы, обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога, организация медицинского обследования, диспансеризация родителей
и несовершеннолетнего, лечение и лекарственное обеспечение членов семьи, оформление санаторно-курортной карты, организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, оформление инвалидности по медицинским показаниям, протезирование, ортезирование и иное.

Психологическая помощь: коррекция психологического состояния
и семейных отношений родителей с детьми; информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением семьи; организация групп поддержки
для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться
от новорожденного и иное.

Педагогическая помощь: повышение родительской компетентности; адаптация к социальной среде и социализация детей; определение детей
в группу продленного дня, дошкольное учреждение; привлечение детей
с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям; обучение в образовательных учреждениях детей; организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; повышение родительских компетенций на курсах, лекториях; профессиональное обучение родителей; проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями); оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях; содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники); содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении; содействие в организации летнего отдыха детей; иное [1, с.29].

Юридическая помощь: оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат; содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи; консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения
и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством; консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.); обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах
в затрагиваемых вопросах; подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и иное.

Социальная помощь: в получении материальной помощи
(в натуральной форме); оформлении социальных выплат и льгот; ремонте квартиры; получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; оформлении компенсации оплаты за детский сад; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении; получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам; трудоустройстве членов семьи и иное [1, с.30].

Социальное сопровождение семьи с ребенком/детьми может осуществляться сроком от 6 месяцев до 1 года в зависимости от уровня сопровождения, степени решения проблем или устранения обстоятельств, обусловивших необходимость социального сопровождения семьи [1, с.145].

Снятие семьи с социального сопровождения осуществляется
на основании документов, представленных специалистом по социальному сопровождению семьи:

– индивидуальной программы с пометками о выполнении мероприятий социального сопровождения;

– аналитической записки специалиста по социальному сопровождению семьи с указанием факторов, обуславливающих необходимость прекращения социального сопровождения семьи (перечислены проблемы, которые удалось решить, констатируются факты того, что ребенок остался в семье, устранена угроза распада семьи, снижены риски проявления насилия над детьми, устранена угроза возврата ребенка в государственное детское учреждение
и т.д.).

В журнале регистрации семей, принятых на социальное сопровождение, делается запись о снятии семьи с сопровождения. Договор о социальном сопровождении семьи может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим федеральным и региональным законодательством [1, с.146].

Таким образом, рассмотрев модельную программу социального сопровождения семей с детьми можно сделать вывод, что специфика социального сопровождения воспитанников реабилитационного центра заключается в следующем: помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения
и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

Список используемой литературы:

Социальное сопровождение семей с детьми / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с

Швецова, М.Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М.Н. Швецова// III Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» г. Йошкар-Ола, 2012. - 72 с.

Просмотров работы: 974