ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Бычкова О.А. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первые признаки романтизма замечены почти в одно и то же время в разных странах, однако каждая из них внесла в его формирование личный вклад. Родиной романтизма является Германия, тут были приняты основные принципы романтической эстетики. Из Германии новое направление очень быстро распространилось по всей Европе.

В данной работе проанализирован Йенский романтизм (1795-1805), который получил своё название по имени университетского города Йена.

В основе йенского романтизма лежит мысль жизнетворчества, то есть творения жизни, которая постигает себя в процессе творчества, при этом воля Бога и человека схожи в акте творчества. Появляется синтез идеального и реального миров. Не менее важной категорией является категория музыки, которая в абсолютной мере передает образ саморазвивающейся жизни. В силу собственной неосязаемости она способна раскрыть духовную базу жизни. Музыка становится отражением всей жизни человека. 

В произведениях йенских романтиков встречается идея беспорядка как философского мнения. Данную теорию рождающего, изначального беспорядка романтики заимствовали у древних философов. Античный хаос воспринимается ими как ключ всего живого, основа появления души. Хаос в подобной трактовке становится созидательной мощной силой, креативным первоначалом, источником гармонии и согласия. Больший смысл имеет мифологема детства и архетип ребенка. Детство, по мнению йенских романтиков, – основной этап в истории человеческой цивилизации, ведь в нем человек имеет максимум возможностей и огромное количество шансов для их осуществления. 
Значимая функция принадлежит романтической иронии. Она выражает динамику внешней и внутренней реальности. Йенские романтики хотят осуществить в искусстве всё богатство жизни и, в то же время, невозможность заслуги. Как раз вследствие этого процесс творчества воспринимается как эстетическая игра. Искусство в этом контексте является притворно нешуточной игрой. 

Одним из наиболее профессиональных теоретиков йенского романтизма был Фридрих Шлегель (1772-1829). Он объявил роман основным жанром современного времени. Роман в значимой степени отвечал требованию универсальности, ибо способен был охватить различные её границы. Образец романа как жанра Шлегель лицезрел в романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», которому он посвятил обстоятельный критический обзор.

Наиболее одаренным в йенском кружке художником, неординарным и глубоким мыслителем был Новалис (1772-1801). В переводе с греческого псевдоним «Новалис» значит возделыватель целины. Новалиса именуют царем романтизма. Он развил собственную теорию «магического идеализма» как выражение веры в безграничные возможности отдельной творческой личности. Поэт считается центральной фигурой такового мироздания, только ему доступны сокровенные тайны сущего. Поэт и жрец сочетаются для Новалиса в одном лице. 

В отличие от большинства членов йенского кружка, Людвиг Тик (1773-1853) был недостаточно расположен к теоретическим исканиям, но имел разнообразное творческое дарование. Лирика, романы, драмы, новеллы – роды и жанры, разрабатываемые писателем: роман о художнике «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия «Кот в сапогах» (1797), новелла-сказка «Белокурый Экберт» (1797). Двоемирие у Тика – это антитеза и одновременное взаимопроникновение реального и сказочного дискурсов. Ключевая проблема – проблема участи и человеческих возможностей, проблема рока и внутренней свободы человека. В философском плане данная неувязка осмысляется как проблема внутренней свободы человека и власти событий над ним. Во-первых, человек морально свободен, он сам выбирает собственную судьбу. Во-вторых, над героем тяготеет рок, совместные закономерности жизни, которые человек не в силах изменить. Все герои – герои судьбы.

Жан-Поль Рихтер (1763—1825) в новом веке продолжал собственную литературную работу, начало которой положили его книги 80-х годов XVIII в. Жанр собственных романов Жан-Поль обозначал как идиллии, но в то же время они считаются пародиями на идиллию. Вырисовывая судьбу маленького человечка, соболезнуя его невзгодам и восхищаясь его умением наслаждаться малым, Жан-Поль, “адвокат бедных”, как его именовали, сразу же иронично снимает данную идиллию жалкого существования. В романах Жан-Поля зачастую проступают признаки просветительской притчи. В его романах недостаточно действия. События, которые происходят с героями, утопают в красочном рассуждении автора и действующих лиц. «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан-Поля — произведение не менее оригинальное по собственной структуре и жанру, чем его романы. 

Йенский романтизм придаёт истории вещий характер. Основным нюансом в эстетической концепции романтиков из Йены стал вопрос формирования человека как подлинного субъекта культуры. Романтики заявляли, что изначальное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания является личность художника, мощью собственного воображения формирующего мир.

Список литературы

1. Бер­ков­ский Н. Я. Ро­ман­тизм в Гер­ма­нии. Л., 1973.

2. http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4210.html

Просмотров работы: 774