Современные способы диагностики и оценки результатов учебной деятельности школьников на уроках - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современные способы диагностики и оценки результатов учебной деятельности школьников на уроках

Савельева Ю.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль уровня знаний обучающихся и оценивание результатов учебной деятельности – одна из важнейших задач педагога современной школы. Неудивительно, что изучение современных способов диагностики и оценки результатов учебной деятельности школьников на уроках является достаточно актуальной темой на сегодняшний день, так как педагогическая диагностика позволяет определить уровень качества образования, выявить его слабые и сильные места. Проблема изучения и выявления существующих способов диагностики и оценки результатов учебной деятельности школьников на уроке интересует многих современных исследователей: Арсентьеву Л. В., Дегтярева С. Н., Ермолаеву В. Г., Касаткину Н. Э., Чернявскую А. П. и др.

Так Еремина Л. И. выделяет устный опрос, письменную проверку, практическую проверку, стандартизированный контроль, самоконтроль и самопроверку [2]. Разнообразны и формы контроля результатов учебной деятельности школьников. Так письменная проверка осуществляется в таких формах, как диктанты, сочинения, изложения, ответы на вопросы, составление планов и конспектов текста, выполнение чертежей и схем, подготовка докладов, самостоятельная и контрольная работа, домашняя контрольная работа.

Большую популярность в современной школе приобрел стандартизированный контроль, который предусматривает проверку знаний с помощью тестов. Стоит отметить, что использование тестов в учебном процессе – один из очень спорных вопросов дидактики. Не все считают данную форму полезной и объективной. Так Вербицкий А. А. и Пучкова Е. Б. в своем исследовании утверждают, что сейчас в образовании имеется «поток слабых и неграмотных тестовых форм, который искажает смысл диагностики и приближает к провалу саму идею педагогического тестирования» [1].

Большое место в современной системе методов контроля занимает самоконтроль и взаимопроверка.

Но уже все больше в современную дидактику проникают инновационные способы диагностики результатов учебной деятельности, например, выставление поурочного балла, викторины-зачеты, «ненаучные конференции», «олимпийские игры», ситуативные диалоги и т.д. [3]. Так «ненаучная конференция» представляет собой выступление школьников с определенными проектами. Обучающиеся демонстрируют умения выбирать тему, материал, форму выступления, представлять тему в окончательном виде.Тематический экзамен представляет собой ответ ученика на билет по определенной теме. Викторина-зачет представляет собой форму текущего контроля, при которой за каждый полный ответ ученик получает 2 фишки, за дополнение – 1 фишку. Обучающийся, набравший 6 фишек и более, получает зачет и пятерку в журнал, набравший 4 фишки – четверку, 2 фишки – тройку. При этом никто из обучающихся не получает двойку и имеет возможность показать свои знания в других формах работы.

Для изучения опыта контрольно-оценочной деятельности современных педагогов в ходе эмпирического исследования школ г.Шуя и Шуйского района был проведен опрос 10 педагогов.

Исследование показало, что самыми популярными у педагогов методами контроля являются устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование.

В контрольно-оценочной деятельности имеют место и инновационные способы диагностики: 60 % опрошенных используют викторину-зачет, 50 % опрошенных используют тематический экзамен и мониторинг, 40 % опрошенных используют на уроках рейтинг. Также педагоги в процессе контроля используют такие способы, как учебное портфолио, синквейны, проекты (см. рис. 1).

Рис. 1. Инновационные способы диагностики результатов учебной деятельности школьников

Но стоит заметить, что все опрошенные педагоги считают наиболее эффективным сочетание традиционных и инновационных методов диагностики. А 40 % опрошенных педагогов смогли предложить свои авторские методы диагностики и оценки результатов учебной деятельности, которые по своей сути также являются инновационными. Это оценивание учебных достижений в виде графика по каждому обучающемуся, игра-пятиминутка «Верно-неверно» по пройденным темам, путешествие по станциям, составление мини-карточек после изучения определенного раздела учебника, диктант с элементами сочинения.

Мы можем сказать, что инновации проникают в педагогический процесс, но еще не очень активно используют. Но при этом все педагоги осознают именно эффективность не конкретно традиционных или инновационных методов диагностики результатов учебной деятельности, а их сочетании.

Наше исследование позволило составить реальную картину используемых педагогами в современной школе методов и способов диагностики и оценки результатов учебной деятельности школьников. Мы выяснили, что современные учителя еще недостаточно широко используют инновационные методы диагностики, но осознают их эффективность в сочетании с традиционными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вербицкий А. А. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2013. – №6. – C.33-43.

Еремина Л. И. Теория обучения [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. И. Еремина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». - Ульяновск : УлГПУ, 2010. - 82 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278062.

Касаткина Н. Э. Современные средства оценивания результатов обучения : учебное пособие / Н. Э. Касаткина, Т. А. Жукова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. - 204 с.

Просмотров работы: 444