ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – КАНЗАШИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – КАНЗАШИ

Скворцова А.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Родина техники Канзаши - Япония. Данному искусству около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.

“Кандзаси (яп. ?, в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».) - женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно.”

В национальных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилька с круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенные шариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши) – шпилька, украшенная шелковым цветком.

Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.

Для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:

В основе техники Канзаши – сворачивание (цумами), то есть складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков. Они могут быть маленькие простые. В этом случае получаются пятилепестковые цветочки. Количество лепестков может доходить до нескольких десятков. Результат - сложные многоярусные цветы (по типу хризантемы). Можно формировать целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок.

Если в традиционном оригами используется бумага, то для канзаши – текстильный материал. Это могут быть атласные, репсовые, шифоновые ленты различной ширины, ткань, трикотажные полотна.

В классическом исполнении для изготовления изделий из Канзаши применяют натуральные материалы животного происхождения – натуральный шелк. В настоящее время предпочтение отдаётся химическим материалам и в частности шёлку из синтетических волокон.

Наряду с текстильными материалами для изготовления изделия декоративно-прикладного творчества в технике Канзаши применяются следующие материалы и инструменты: нитки, иглы, клей, ножницы, линейка, трафареты, мел, карандаш, стекло, устройство для осуществления контактной термообработки, клеевой пистолет.

Получение заготовок для изготовления Канзаши – квадратов или прямоугольников может быть выполнено при выкраивании из ленты или из текстильного материала с помощью трафарета. Использование термопластичных текстильных материалов даёт возможность широкого применения химических технологий. А именно, сварку как технологический способ обработки данных материалов и получения изделий в технике Канзаши.

Широкое применение при изготовление декоративных изделий в технике Канзаши получили ленты атласного и репсового переплетений.

Атлас в переводе с арабского означает «гладкий». Лента – это латинское слово и обозначает «узкая полоска ткани». Прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. История лент уходит в далекое прошлое и насчитывает несколько тысяч лет. Это украшение было популярно ещё в доисторическое время, что подтверждают находки археологов на стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов. В Древнем Китае таким материалом являлся шёлк. Так что, во всех древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты. И в каждом государстве история их применения была своя: где-то они были знаком отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или — только мужчинами, были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение.

Декоративно-прикладное творчество – Канзаши позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать аккуратность, силу воли, удовлетворить потребность человека в самоактуализации и в самосовершенствовании.

Список литературы

1 Григорьева А. Золотая книга рукоделий / Григорьева А.- М.: Белый город, 2008. – 189 с.;

2. Шереминская Л.Т. Школа вышивки шёлковыми ленточками / Шереминская Л.Т.-М.: Эксмо, 2007.-224 с.;

3. https://www.stranamam.ru/post/4297543/

Просмотров работы: 84