ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Новикова А.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я.А. Коменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха». Эти слова великого ученого-педагога настолько актуально звучат и сегодня.

Незаинтересованность школьников, их пассивность, большое количество изучаемого нового материала вызывает не желание учиться. Поэтому, обучая школьников, учителю необходимо самому учиться владеть своего рода творческим мастерством, быть постановщиком и режиссером действий, происходящих на уроках.

Одним из эффективных методов организации учебного процесса является использование на уроках ролевых игр. Метод организации ролевых игр дает возможность занять всех школьников: одни разыгрывают ситуации, другие, наблюдая, анализируют их. Ролевые игры по своему содержанию должны быть необычными, с использованием реальных практических ситуаций, выявляющие их мировоззрение, вкусы, взгляды, формы повеления в повседневной жизни школьников. В общеобразовательных учреждениях используются разнообразные формы проведения ролевых игр: «пресс-конференция», «научный симпозиум», «суд», «телемост», инсценировка на основе литературных произведений, постановка с широким использованием реквизита, «путешествие», «этюд» и т.д.

Примером использования ролевых игр возможно в среднем звене школьной программы на уроках Образовательной области «Технология, где одни ролевые игры могут проводиться с использованием средств наглядности: например, вывешивалась картинка, на которой изображена определенная ситуация, а школьникам предлагалось сыграть роль персонажей, изображенных на картинке в соответствии с ситуацией. В других ролевых играх может использоваться реквизит: например, школьники работают с телефонами в игре «Разговор по телефону». Или, например, класс может разбиться на мини группы из трех человек, каждому из них раздается карточка с ролевым заданием. Ребята должны играть в соответствии с заданием, роли экскурсовода, учителя, потребителя и т.д. и выполнять в процессе игры соответствующие действия.

Также ролевые игры можно использовать при создании проблемных ситуаций, где слабо успевающим школьникам предлагаются несложные ситуации, хорошо успевающим – более сложные, участие, в которых требует максимума знаний изученного материала. Так, например, при изучении темы «Одежда» слабые ученики расспрашивали сильных о моделях одежды (иллюстрации были у них в руках), о направлениях современной моды, просили совета, что купить (в роли покупателей), другие (в роли продавцов) рассказывали об имеющемся ассортименте товаров, в соответствие с ним предлагали купить тот или иной товар, аргументируя вкусами и требованиями моды.

В ролевых играх по темам этического плана можно воспроизводить жизненные эпизоды. Такими упражнениями школьники преодолевают свое первоначальное смущение, учатся отстраненно от конкретного лица воспринимать разговор. Функция такой игры – иллюстрация изучаемого явления или эстетических норм и правил. Роли в таких ролевых играх самые нейтральные и не затрагивают сложных семейных отношений: прохожий, пассажир, житель, юноша, девушка, старик.

Организуя определенную этическую или, скажем, экономическую деятельность учащихся на уроке, можно увязать ее с работой во внеурочное время. Так, для самостоятельного исследования учащимся можно предложить, например, следующие задания: дома, в беседе с родителями, необходимо выяснить, много ли денег тратится на «мелочи»? Можно ли экономить на питании, одежде, мебели, предметах комнатного убранства?

Полученную от родителей информацию можно затем использовать при работе на уроке. Например, в ходе ролевой игры «Планирование семейного бюджета» школьники учатся самостоятельно планировать определенную сумму на тот или иной вид расходов. Так, в нехитрых заданиях и упражнениях учащиеся постигают азбуку жизни.

Другой вид ролевых игр – воспроизведение заданного содержания с последующим самостоятельным решением самих участников игры. Заготовленный диалог партнеров заданных ролей обрывается на кульминационном моменте. Участникам игры следует закончить создавшуюся ситуацию и дать правильное решение на поставленную проблему.

И третий вид ролевых игр – без заданного текста, но с заданной ролью. Такие игры возможны к концу четверти, когда большинство школьников усвоили пройденный материал.

Широкое использование на уроках Образовательной области «Технология» ролевых игр положительно влияет на учебный процесс, где: формируются положительные мотивы учения; растет ответственное отношение к учебе, проявляется активность и внимание школьников; повышается уровень сплоченности классного коллектива, происходят позитивные изменения в общем и интеллектуальном развитии; появляется познавательный интерес, развивается речь, общительность, коммуникабельность.

Конечно, использование ролевых игр на уроках требует значительных затрат времени учителя на подготовку материала, но результаты и моральное удовлетворение от таких уроков существенно.

Просмотров работы: 47