НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Капранова Н.Н. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При ознакомлении с народным искусством и промыслами, отражающими опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является изучение народных традиций. Народные промыслы способствуют развитию местных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям.

Народные промыслы - это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов великолепным образом сочетают в себе индивидуальность русской традиционной культуры. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Они передают навыки технического мастерства из поколения в поколения. В силу этого, закрепляемая столетиями традиция, отбирает только наилучшие творческие достижения.

Знакомство учеников начальных классов с народным искусством и народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование народных промыслов в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, культуре и традициях народного быта, прежде всего, патриотизма.

Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные. Активное внедрение в учебный процесс разнообразных занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач.

Чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к урокам изучения основ народной культуры учащиеся должны получить представление как минимум:

а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;

б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;

в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;

г) о связи народной культуры с современностью.

Конечно, целостный комплекс знаний учащиеся получают не из одной беседы, а из их серии, но, тем не менее, требования, предъявляемые к каждой беседе достаточно серьёзны. Внимание детей следует обратить на следующее, что народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура.

Если говорить о практической работе на уроках технологии при знакомстве с народной культурой, то здесь следует сказать о вдумчивой, неспешной, добросовестной работе, требующей самого пристального внимания к материалу.Одна из идей, на уроках труда дети учатся у мастеров. Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы, которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приёмами мастерства.

Так же главная идея, которая поможет обобщить на уроке обучение и творчество, состоит в том, что и инженер, и художник учатся у природы, которая является образцом гармонии и красоты.

Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, мы хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить детей и методике работы с ними.Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будут проходить на пути от способности к таланту.

1 этап - игровой.Учащийся лишь «играет» со своими способностями, применяя к себе различные виды занятий и развлечений.Его может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.

2 этап - индивидуальность.На этом этапе большую роль играют семейные традиции, взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант, проявляется желание трудиться и достигать высоких результатов.

3 этап - роста.Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов.На этом этапе для поддержания творчества очень важны конкурсные задания, концерты или соревнования.

4 этап - этап мастерства.На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда становится и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.

Творчество у детей проявляется в раннем возрасте. Очень важно ежедневно заниматься с ребенком, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как смотреть, чтобы увидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в музыке и искусстве.

Список литературы:

Коснтантинова Т.Народное декоративно-прикладное искусство.Художественные промыслы России. Часть 1 /Т. Коснтантинова — «Издательские решения»,ISBN 978-5-44-855649-4

Первушина С.М. Беседа на тему: «Произведения русского народного декоративного искусства» / С.М. Первушина - Начальная школа. - 1984.

Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство./ Л.Д.Рондели - М.: Просвещение, 1984.

Просмотров работы: 281