ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Дюдяев Д.Е. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профильное обучение, согласно, концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, определяется, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет учитывать способности, склонности и интересы обучающихся. Для этого потребовалось изменить структуру, содержание и организацию образовательного процесса, создать условия для обучающихся в старших классах, которые позволят удовлетворить их профессиональные интересы и намерения в отношении продолжения образования. Одной из форм реализации такого обучения будет являться профильная школа. Получается, что школа строит свою работу и разрабатывает содержание учебных планов и предметов в зависимости от потребностей обучающихся.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Необходимость перехода на профильное обучение обоснована в Концепции модернизации российского образования в 2001 году. Целями введения профильного обучения являются: создание условий для дифференциации обучения через построение обучающимися индивидуальных образовательных программ; углубление изучения предметов, которые интересны обучающимся; обеспечение преемственности между школой и вузом; эффективная подготовка выпускников школы к дальнейшей профессиональной деятельности или к продолжению образования.

Для реализации данных целей профильного обучения, образовательные учреждения включают следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные предметы; профильные предметы; элективные

Базовые общеобразовательные предметы, это те предметы, которые обучающиеся в обязательном порядке должны знать, эти предметы не выбирают, они направлены на завершение общеобразовательной подготовки. Профильные предметы изучается на повышенном уровне, здесь ученик уже в праве выбрать, то, что считает для себя важным. Базовые и профильные предметы относятся к федеральному компоненту учебного плана. К региональному компоненту будут относится те предметы, которые устанавливаются субъектом Российской Федерации. Также часто указывают другую формулировку – национально-региональный компонент. Распределение объема данных типов учебных предметов можно задать следующей пропорцией 50:30:20 (базовые, профильные, элективные).

Элективные курсы являются курсами по выбору, они имеют важное значение в системе профильного обучения в старших классах. Самое важное отличие элективных курсов от факультативных – обязательное посещение занятий. Элективные курсы удовлетворяют индивидуальным образовательным интересам, склонностям и потребностям обучающихся. Данные курсы можно считать одним из важнейших средств построения индивидуальных образовательных программ, потому что курс можно выбрать в зависимости от способностей, интересов, будущей профессии.

Рассмотрим три основные функции элективный курса: возможность дополнять содержание базового учебного предмета для развития межпредметных связей, включать подготовку для сдачи единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ); раскрывать сущность профильного учебного предмета; помогает обучающимся удовлетворить потребности в познании сфер человеческой деятельности.

Элективные курсы на ступени основного (полного) общего образования подразделяют на следующие виды: предметные элективные курсы; межпредметные и надпредметные элективные курсы; прикладные элективные курсы.

Стоит отметить, что если обучающиеся проходят какой-либо предмет на профильном уровне, то вводить элективный курс по подготовке к единому государственному экзамену по данному предмету не допустимо.

Для знакомства с будущей профессией предназначены прикладные элективные курсы. Среди таких курсов можно выделить социальные практики.

Социальная практика представляет собой внеурочную форму организации образовательной деятельности обучающихся. Данная форма является социально значимой, обучающиеся в ходе прохождения таких практик накапливают социальный опыт и имеют возможность оценить его. Достаточно сложным будет для школы организовать такую практику, ведь для этого потребуется заключить договора с теми организациями в которых могли пройти эту практику обучающиеся.

Перед учениками есть задача – выбрать элективный курс с учетом их интересов. Эта возможность выбора, которая ставит обучающихся перед необходимостью принятия решения. Каждое решение несет за собой ответственность. Тем самым решается основная проблема – дети обучаются принятию ответственных решений в их жизни. Элективные курсы помогают в решении двух важных задач.

Первая задача состоит в том, чтобы у обучающихся была возможность выбрать направление дальнейшего обучения, которое связанно с профессиональной деятельностью. В возрасте 16-17 лет сложно определиться с будущей профессией, так как во многом нет полного представления об обязанностях, которые они будут выполнять в выбранной ими сфере деятельности. Старшеклассники делают выводы в основном из того, насколько они успешны в учебе, какие предметы им больше нравится или из того что у них получается. Выбор же жизненного пути – это ответственное решение, которое стоит принимать с уже имеющимися сделанными выводами о профессии. Для этого отлично подходят элективные курсы, которые помогают обучающимся узнать больше о интересующих их профессиях.

Вторая задача продолжает первую, сделав окончательный выбор, нужно помочь обучающимся познать необходимые сведенья о профессии, увидеть многообразии видов деятельности, включенных лишь в одну профессию. Возможно, выбор был немного абстрактным и в результате познавательной деятельности он будет конкретнее. К примеру – выбрав экономику, ученик не имеет представления кем он хочет стать – бухгалтером, менеджером по продажам или производству, финансистом или банкиром.

Элективные курсы отличаются от профильных тем, что работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). Не смотря на то, что и те и другие ориентированы на создание условий, в которых обучающиеся успешно завершат программу данной ступени образования и подготовить к дальнейшему продолжению обучения.

Таким образом, профильное обучение школьников способствует выбору профессиональной деятельности; удовлетворению познавательных интересов, обучающихся; углубленному изучению отдельных важных учебных предметов; качественной подготовке к единому государственному экзамену; преемственности между школой и вузом; личностному развитию обучающихся; мотивации продолжать обучение.

Список литературы

О методических рекомендациях по реализации элективных курсов [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2018).

Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783// СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.03.2018).

Ризванов, Р.Г. Проблемы профильного обучения в современной школе / Р.Г. Ризванов // Профильная школа. – 2013. – № 5. – С. 39–44.

Просмотров работы: 10