Термин «предпринимательская деятельность», в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры - всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Предпринимательство - есть искусствоведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.
В двадцать первом веке профессия предприниматель становится очень популярной, а современные школьники всё чаще интересуются бизнес индустрией. Ведь профессия предприниматель имеет творческий характер работы, а также реальную возможность никому не подчиняться и ни перед кем из вышестоящего начальства не отчитываться (кроме налоговых органов). Бизнесмен сам определяет график работы, собственную зарплату ,премии работников, а так же имеет возможность постоянно расширять бизнес, придумывать новые формы его развития и вносить инновационные идеи.
К сожалению, в современных школах нет таких учебных предметов, которые бы помогали школьникам развивать знания в сфере бизнеса, что просто на просто «убивает» предпринимательский потенциал у детей, которым этом интересно.
Решением данной проблемы может быть дополнительное образование, в котором школьники смогут изучать основы предпринимательства в свободное от школы время.
Курс «Основы предпринимательства» будет включать ряд блоков: финансовая грамотность; культура предпринимательства; права и обязанности предпринимателей; бизнес-планирование.
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Основные причины изучения основ финансовой грамотности – во-первых, научиться вести учет своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета; во-вторых, научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций; в—третьих, разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем; в-четвертых, не стать объектом мошеннических действий; в-пятых, обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательскойдеятельности субъектами в соответствии с действующими в стране правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Основными причинами изучения этого блока являются: культура повышает результативность работы предприятия, улучшает качество продукции и услуг; увеличивает доходы организации; влияет на престиж компании; воздействует на общую атмосферу в коллективе.
Следующий блок курса – «Права и обязанности предпринимателей».
Право - это нормативная форма выражения принципа формального равенства хозяйствующих субъектов в экономических отношениях, а также система установленных или санкционированных государством в-обязательных правил (норм) поведения.
Основные права предпринимателей - заниматься любым видом деятельности (бизнеса), разрешенным законами; создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме; иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности; самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие формы и виды планирования; самостоятельно выбирать потребителей продукции, поставщиков всех факторов производства, заключать в соответствии с законодательством предпринимательские договоры; самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы материального поощрения.
Основными обязанностями предпринимателей являются: самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов в сроки и в размере, установленном законодательством; своевременно предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и нормативными актами, обеспечивая их сохранность в течение 4 лет; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах
Следующим блоком курса «Основы предпринимательства» является «Бизнес-планирование». Бизнес идея - последовательность действий, комплекс мероприятий, направленный на создание новой компании в любом из направлений деятельности для получения стабильной прибыли.
Причинами изучения данного блока является: поиск и разработка бизнес-идей; алгоритм воплощения идей; подбор мероприятий при осуществлении идей; бизнес-планирование.
Бизнес-план – это всестороннее обоснование проекта и среды, в которой он реализуется, а также оценка эффективности методов управления, способствующих достижению поставленных целей.
Главная цель бизнес-плана – это краткосрочное или долгосрочное планирование хозяйственно-финансовой деятельности фирмы согласно рыночному спросу и способности задействования необходимых ресурсов.
Причины изучения данного блока: бизнес-план используется для оценки фактических показателей деятельности компании за конкретный период в сравнении с запланированными; он является инструментом реализации основных стратегических направлений предприятия; разработка ведущих концепций ведения бизнес-процессов; выступает инструментом привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Таким образом, на основе изучения данных тем у школьников появится тот базис, который поможет в будущем развиваться в бизнес сфере.
Список литературы:
Жуковская, Е.П. Дидактические аспекты организации факультативов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/594252/ (дата обращения 01.10.2018)
Калапуц, П. А. Организация предпринимательской деятельности / П.А. Калапуц. - М.: МГОУ, 2013. - 252 c.
Михеева, С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов/ С.А. Михеева.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2012.-328с.
Ни, В.В. Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе / В.В. Ни // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 499-501.
Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 384 с.