Проблемы структурно-ролевых особенностей организации семей с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи обусловлены тем, что в последние годы наблюдается спад активности среди молодых супругов во всех областях жизнедеятельности. Все больше появляется молодых семей, брак которых быстро разрушается. Это связанно с нарушением структурно-ролевой организацией семьи, что в свою очередь ведет к разрушению такого социального института как семья, который считается основным стержнем социального общества в целом. Это также приводит к искажению воспитательной функции семьи и ведет к не гармоничному воспитанию личности ребенка. В связи с этим, необходимо изучение особенностей структурно-ролевой организации семей с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Под ролью понимается социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Полоролевые системы – это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин.
Такие авторы, как Най Ф. И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривали распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье. Карабанова О.А., Варга А.Я., Черников А.В. и др. изучали межличностные роли в семье. А.Н.Волкова занималась определением согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис занимались выявлением положения субъекта в системе межличностных отношений и определением характера коммуникаций в семье.
Наша задача – это изучение структурно-ролевой организации семей, имеющих детей с нарушениями речи.
Нами было проведено исследование, в котором принимали участие 2 семьи, воспитывающие детей с нарушениями речи. Семьи состоят из 3 человек: родители и ребёнок. Семьи полные, стаж супружеской жизни 10 лет, детям- 9 лет. В данных семьях у матерей высшее образование, у отцов – в семье №1 высшее, в семье №2 – среднее профессиональное. Дети учатся в общеобразовательных школах в 3 классе.
Для проведения исследования использовалась методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой и методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис.
В ходе анализа методики «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис выявлялось соответствие количества членов семьи, их значимость и внутрисемейные взаимоотношения.
По результатам методики можно сделать следующие выводы:
В семье №1 отмечается дисгармония в семье. Этому свидетельствует следующее:
1. Нарушение психологического пространства (наслоение кружков матери и ребенка друг на друга, слипание их) в рисунке дочери;
2. Отчужденность и дистанцированность (значительная удаленность кружков друг от друга) в рисунке мамы (жены);
3. Принижение роли отца (супруга) в рисунках мамы (жены) и дочери.
В семье №2 также отмечается дисгармония в семье. Это доказывают следующие тезисы:
1. Нарушение психологического пространства (слипание кружков матери- ребёнка, отца- ребёнка) в рисунке дочери;
2. Конфликтные отношения (отсутствие некоторых членов семьи на рисунке супругов);
3. Принижение роли отца (супруга) в рисунках мамы (жены) и отца (супруга);
4. Эгоцентричность матери;
5. Заниженная самооценка у ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в данных семьях дисгармония в семье привела к появлению у детей нарушений речи. В семье №1 родители придерживались мнения, что не стоит обращать внимания на крик, эмоционально отторгали ребенка в младенческом возрасте.
В семье №2 у ребёнка появилось нарушение речи (заикание и ринолалия) вследствие безответственного отношения родителей к ребёнку (взрывание петарды недалеко от ребёнка; своевременное неудаление аденоидов).
В ходе анализа методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой были проанализированы представления о семейных ценностях и распределение ролей между супругами.
Согласованность семейных ценностей
В семье №1 у супругов возможно довольно высокая степень конфликтов в родительско-воспитательной сфере. Возможны конфликты по поводу личностной идентификации супругов и по шкале социальной активности. Все остальные показатели находятся в пределах нормы и, явно, не возникают у супругов разногласий в шкале внешней привлекательности.
В семье №2 у супругов возможно довольно высокая степень конфликтов в интимно-сексуальной сфере и в личностной идентификации супругов. Все остальные показатели находятся в пределах нормы и, явно, не возникают у супругов разногласий в родительско-воспитательной сфере и в шкале социальной активности, также небольшие колебания в шкале внешней привлекательности.
Ролевая адекватность супружеской пары
В семье №1 готовность жены следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа иметь привлекательную, модно одетую жену. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание «психотерапевтической» атмосферы в семье, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа только в создании «психотерапевтической» атмосферы в семье, в ориентации на соблюдение требований современной моды.
В семье №2 готовность жены и мужа согласуются друг с другом в плане воспитания детей. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в хозяйственно-бытовой сфере. Молодая женщина не стремиться полностью себя посвящать хозяйственно-бытовым обязанностям, а муж считает, что она может уделять этому немного больше внимание. Жена не хочет брать на себя функции «психотерапевта» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа во всех сферах.
В заключении можно сделать вывод о том, что для супругов семьи №2 характерна определенная согласованность о важнейших семейных ценностей, чего нельзя сказать о семье №1. Наблюдаются разногласия у супругов: жёны ожидают от мужей активного выполнения «женских функций» в семье, в то время как мужья сохраняют традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии. В семье №2 в родительско-воспитательной шкале наблюдается несоответствие реальной семейной обстановке и ответов в методике. Родители не договаривают, либо преувеличивают собственный вклад в воспитание ребёнка. В семье №1 ожидания мужа колоссально завышены. Он считает, что только он занимается воспитанием ребенка, что кардинально не соответствует истине, и на этой основе возможны конфликты.
Полученные результаты исследований позволяют говорить о том, что нарушение речи напрямую зависит от взаимоотношений в семье. При этом, в любых семьях могут возникнуть внутрисемейные конфликты, разногласия между супругами, родителями и детьми. Важно при воспитании ребёнка с речевыми нарушениями учитывать следующие рекомендации:
Доверяйте своему ребенку!
Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.
Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите.
Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, — и покажите, как именно.
Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.
Вы должны верить в силы Вашего ребенка, верой и терпением вселяйте в него уверенность в исправлении ошибок.
Говорите ребенку о том, что вы его любите!
Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 208с.
2. Лидере А. Г., Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-прак- тикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия». — 432 с., 2007
3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2005. – 160с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство "Питер", 1999. – 656с.