Проблема организации проектной деятельности в школе приобрела в настоящее время особую актуальность 1) в связи с современным характером и содержанием учебной деятельности; 2) в связи с тем, что многих обучающихся сложно сейчас заинтересовать учебной деятельностью и многие учителя испытывают сложности в решении этой проблемы. Изучением и описанием данной проблемы занимались такие ученые, как Э.А. Красновский, Н.А. Масюкова, Е.А. Гилева, А.М Гаврилин и др. Они предлагают педагогам для вовлечения обучающихся в учебную деятельность делить учеников на группы для выполнения учебных заданий.
Данная статья посвящена изучению проблемы организации проектной деятельности в школе.
Проведённый анализ научной литературы позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Целью проектной деятельности школьников является создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.
В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции.
Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности. Определяя содержание проектной деятельности в школе, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности школьника. Каждый этап проектной деятельности имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для школьников с учётом возрастных, психологических особенностей, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.
Психологическая структура проектной деятельности представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов интериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождение внешних действий)
Результатом проектной деятельности является определённый продукт и развитие личности ребёнка
Результаты анкетирования педагогов МОУ СОШ № 7 г. Шуя Ивановской области показали, что все учителя знакомы с методом проектов. Данный результат не является для нас удивительным, так как ФГОС за 2015 год дает подробное определение проектной деятельности, кроме того, проектную деятельность данный документ рекомендует для активного внедрения в работу образовательных учреждений.
Но также анкетирование позволило выявить, что использование проектного метода в школе носит разрозненный характер. Часть учителей не использует метод проектов в своей работе, но большинство активно его применяют. Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность, учителю необходимо в полной мере изучить сущность метода проектов, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.
На сегодняшний день учителя нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности школьников и, конечно, об особенностях её организации.
Список литературы
Гаврилин А.М. Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007,– С. 43-49.
Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.С. 53-59.
Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов Е.С. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2004. С. 33-40.
Масюкова Н.А. Проектирование в образовании/ Н. А. Масюкова. – М.: Просвещение, 1999. – 211 с.- 342 с.
Основные аспекты проектной деятельности в образовании. Справочные материалы / С.Г. Толкачёва. – Гомель: УО «ГГОИПК», 2007. – 180 с.