Поддержка малого и среднего бизнеса банками РФ на примере банка «Центр-Инвест» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Поддержка малого и среднего бизнеса банками РФ на примере банка «Центр-Инвест»

Вайтеховская А.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Малый бизнес в России распространен значительно меньше чем в других странах. Такой вывод сделали специалисты из института им. Столыпина. Если в Италии, Нидерландах, Норвегии, Израиле и Финляндии доля МСП в валовом внутреннем продукте превышает 60%, то в России она едва перешагивает за 21%. Между тем благодаря малому бизнесу создаются новые рабочие места, обеспечивая население доходами, а федеральную казну налоговыми ресурсами. Президент РФ В. В. Путин отметил важность сектора МСП в экономике страны. Выступая с посланием Федеральному собранию, глава государства указал, что к 2024 году необходимо увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике России до 40%. Развитие малого предпринимательства - это масштабный резерв экономического роста. К середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых здесь вырасти с 19 до 25 миллионов человек.1

Несмотря на предоставленную статистику малый бизнес в России - это большой рынок клиентов для банковского сектора. По оценкам IFC11 потенциальный дополнительный спрос российского малого бизнеса на кредиты для достижения уровня развитых стран составляет более 220 млрд долларов или около 17% ВВП, то есть масштабы кредитования МСП можно увеличить более, чем в два раза. 2

Принципиальное отличие МСП от Крупного бизнеса в том, что Крупный бизнес добивается эффективности за счет «эффекта масштабов», а малый бизнес должен быть эффективным с самого начала. Креативность – главное конкурентное преимущество малого бизнеса.

Наиболее креативным является Молодежное предпринимательство. Молодые предприниматели с совершенно иным взглядом на бизнес реализуют креативные и инновационные идеи в рамках действующих правил и барьеров предпринимательской деятельности. Для поддержки Молодежного предпринимательства банки проводят обучение начинающих предпринимателей, предоставляют льготы по расчетно-кассовому обслуживанию и кредитованию, оказывают бесплатные консультации и наставничество.

Социальное предпринимательство. По данным 2017 года доля социального предпринимательства в России низкая. Социальным предпринимательством в России занимаются всего 1% предпринимателей, и его вклад в ВВП страны составляет всего 0,36. Социальное предпринимательство имеет следующие особенности:3

1) решает общую проблему на основе новых технологий, эффективность которых выше рынка социальных услуг, самоокупаемости и финансовой устойчивости;

2) допускает масштабирование («хорошая программа работает и при отсутствии разработчика»);

3) эффективно управляет рисками («добро должно быть с кулаками»).

Особенность маркетинговой стратегии социального предпринимательства на рынке социальных услуг состоит в оказании таких услуг для всех и без лишнего шума, в отличие от благотворительности (тихо, адресно), спонсорства (адресно и громко), шоу-бизнеса (для всех и громко).

В настоящее время в России слабо охвачен ряд проблемных областей первостепенной важности таких как: алкоголизм, наркомания, безработица, коррупция.  Более половины российских социальных предпринимателей — женщины в возрасте 30-60 лет

Женское предпринимательство в России охватывает примерно 90 % социально-ориентированной сферы бизнеса и проектов образования и воспитания детей.несмотря на то, что более половины трудоспособного населения в нашей стране составляют женщины, их доля в малом бизнесе составляет менее 30%, что существенно ниже уровня стран с развитыми и диверсифицированными экономиками. И здесь есть возможность для российской экономики задействовать этот потенциал. При этом наша страна лидирует по количеству женщин – руководителей – 43% компаний в России возглавляют женщины.4 Для поддержки женщин предпринимателей « Центр-инвест» предоставляет кредиты женщинам-предпринимателям по более низким ставкам и одновременно проявляет большее внимание к качеству банковских услуг, созданию атмосферы доверия банка и клиентов, привлекает женщин-наставников.

Банк «Центр-Инвест» успешно работает с МСП с 1997 года, и разработал ряд «специальных» кредитных программ для поддержки начинающих предпринимателей, женщин предпринимателей, социальных предприятий и др. (Таблица 1.)

Специальные кредитные программы предоставляемые банком «Центр-Инвест», направленные на поддержку Женского предпринимательства, Молодых предпринимателей послужили активным драйвером кредитного портфеля банка для МСП. Проект «Социальная ответственность» предоставляемый банком с 2017 года, тоже становится более популярным.

Таблица 1. – «Специальные кредитные программы банка «Центр-инвест»» 5

Программы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

Срок кредитования

Процентная ставка (годовых)

Сумма кредита

1

«Start-up»

«Start-up» под поручительство ГФ РО

(для начинающих предпринимателей)

до 3-х лет

13% годовых

Плата за установление лимита — от 0,5% годовых.

Максимальная сумма кредита – 3 000 тыс. рублей.

2

«На уплату налогов»

до 2-х мес

9% годовых

плата за установление лимита — 0,2% от суммы единовременно

Минимальная сумма кредита — 50 тыс. рублей

3

«На уплату таможенных платежей»

до 2-х мес.

9% годовых

плата за установление лимита — 0,2% от суммы единовременно

Минимальная сумма кредита — 50 тыс. рублей.

4

«Бизнес-кредит для женщин»

до 1 года

10,5% годовых

плата за установление лимита — от 0,25%

до 3 млн. рублей;

5

Модернизация существующего производства с целью внедрения энергоэффективных технологий

до 7-ми лет

1 й год — от 11,5% годовых, плата за установление лимита — от 0,5% годовых, со 2 го года — MosPrime 6М + от 6,5%

минимальная 500,00 тыс.руб.

6

«Молодежный бизнес России»

до 3-х лет

12% годовых

до 300 000,00 (трехсот тысяч) рублей;

7

«Социальная ответственность»

(для развития бизнеса социальных предпринимателей в сфере образовательных услуг, здоровья и здорового образа жизни, возрождения культурных и исторических традиций, развития внутреннего туризма, экологии)

до 1 года

11% годовых,
плата за установление лимита — от 0,5%

до 3 млн рублей

Рисунок 1. – количество специальных кредитных программ

Проводя анализ отчетности банка можно отметить, что, начиная с 2015 года наблюдается стабильный рост как по количеству предоставленных программ (рис 1), так и по их общей сумме (рис 2). Следовательно, благодаря подобным программам активизируется МСП в слабо развитых в РФ сферах бизнеса.

Рисунок 2. – Общая сумма проектов млн.руб.

Проведенный анализ показал необходимость банку «Центр-инвест»:

оказывать содействие модернизации малых и средних предприятий на основе локализации лучшей мировой практики,

продолжать работу по «выращиванию» клиентов на основе программ «Startup», Молодежный Бизнес России (совместно с международным фондом бизнес-лидеров – IFBL), бизнес-кредиты для женщин, вовлечение молодёжи, студентов, молодых ученых.

Список использованных источников:

1. Чараева М.В., Бабиева Т.В. Обеспечение возвратности кредита в современных экономических условиях / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №5-2. 2. Чараева М.В., Антонов А.В., Бабиева Т.В. Особенности определения кредитоспособности предприятия-заёмщика / Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 марта 2016 г., г. Нижний Новгород) / в 2 ч. Ч. 1 – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. 3. Официальный сайт «Центр-Инвест» https://www.centrinvest.ru; 4. Владимир Козлов «Как привлечь в малый бизнес Юга миллион человек» -2015 http://expert.ru/south/2016/01/kak-privlech-v-malyij-biznes-yuga-million-chelovek/ 5. Электронный источник http://opora.ru/projects/zhenskoe-predprinimatelstvo/

1 Владимир Козлов «Как привлечь в малый бизнес Юга миллион человек» -2015 http://expert.ru/south/2016/01/kak-privlech-v-malyij-biznes-yuga-million-chelovek/

2Чараева М.В., Антонов А.В., Бабиева Т.В. Особенности определения кредитоспособности предприятия-заёмщика / Новая наука:

3 Чараева М.В., Бабиева Т.В. Обеспечение возвратности кредита в современных экономических условиях / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016.

4Электронный источник http://opora.ru/projects/zhenskoe-predprinimatelstvo/

5 Составлено автором по материалам официального сайта «Центр-Инвест» https://www.centrinvest.ru

Просмотров работы: 20