Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в современной педагогической системе в силу своих развивающих, познавательных и социальных функций.
Современный процесс обучения иностранному языку, построен на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении.
Основным видом деятельности, которым овладевает ребенок на уроках иностранного языка, является коммуникативно-познавательная деятельность.
Это означает, что в процессе овладения иностранным языком у ученика происходит развитие и совершенствование в первую очередь различных сторон коммуникативно-познавательного процесса:
1. речемышления и оперативной стороны мышления;
2. словесно-логической (речевой) деятельности;
3. произвольной и непроизвольной памяти;
4. зрительно-слухового восприятия и многих других.
Однако главное место среди них принадлежит речемыслительному развитию. Речемыслительная деятельность наряду с мыслительной являются двумя высшими формами психической деятельности человека.
Активизируют и стимулируют речемыслительную деятельность такие задания, которые позволяют школьникам в соответствии с их возможностями и интересами подготовить сообщения на различные темы, аудиозадания, проектная и игровая деятельность. Для развития речемыслительной деятельности школьников используются различные приемы и методы.
Эффективной формой развития речемыслительной деятельности является построение смыслового комплекса высказывания, который представляет собой основные понятия обсуждаемой темы, соединенные между собой логическими связями, и может разрастаться, включая в себя все новые и новые понятия по теме. Не случайно его название mind-map – интеллект-карта. При обучении учащихся различным видам чтения на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах использование интеллект-карты позволяет активизировать у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения информации.
Актуальность использования данного приема в том, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям можно при помощи интеллект-карт.
Технология создания интеллект-карты проста:
1. Ключевое слово или понятие;
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Преимущества использования интеллект-каты очевидны:
• Интеллект-карта, созданная руками учащихся, дает возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.
• Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
• Работа с интеллект-картами - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит делать.
• В групповой работе интеллект-карта служит неким каркасом для идей группы, что дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создает. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Универсальность его заключается в том, что с интеллект-картами можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
Таким образом, прием интеллект-карт развивает ассоциативное мышление, формирует умение анализировать и систематизировать лексический материал, позволяет развивать мышление и речь учащихся.