ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. А.А. Леонтьев [5] указывал, что многонациональность, многоязычие и многокультурность России – ее богатство, если угодно, фактор ее национальной безопасности. Поликультурное образование является важной частью современного образования, способствуя усвоению обучающимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию школьников в духе уважения этнокультурных систем. Оно представляет целостную инновационную систему, учитывающую государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии и способствующая сохранению социокультурной ситуации плюрализма и многообразия интеграции в мировое культурное и образовательное пространство. Поэтому в настоящее время уже в начальной школе становиться актуальным этнокультурного образование детей младшего школьного возраста, так как формирование поликультурной личности проходит несколько стадий: познание своей культуры, представление о множестве культур, осознание необходимости интеграции и взаимодействия.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования рассматривает аспект формирования этнокультурных представлений у детей младшего школьного возраста, и он зафиксирован в личностных результатах освоения основной образовательной программы. На данной ступени у обучающихся закладываются «основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формируется осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» [15, с. 15].

В этой связи значимым становиться формирование этнокультурного образования детей младшего школьного возраста, а также его аспекта, связанного с формированием этнокультурных представлений, позволяющих осваивать образы традиционных ценностей национальных культур, обеспечивающих формирование духовно-нравственной составляющей личности, формирование ее этнокультурной самоидентификации как составляющей мировоззрения, позволяющей интегрироваться в мировую культуру, этнической толерантности как способа межэтнического взаимодействия.

Серикова Л. А., Шукшина Т. И. рассматривают понятие «представление» как описание переходной ступени процесса познания, затрагивающей ощущения и восприятие личности на этапе осмысления окружающей действительности [11, с. 235].

Этнокультурные представления - совокупность широко распространенных образов и особенностей восприятия, описания и объяснения прошлого, территории, языка, культурных обычаев, норм и практик, человеческого поведения, осмысляемых как свойственные для данной этнической общности [10, с. 445]. 

Анализ литературы показал, что этнокультурные представления являются составляющей этнического самосознания и отражением национально-этнической картины мира как системы опредмеченных национальных образов бытия. Основываясь на исследованиях Л. М. Дробижевой, В. С. Мухиной, Г. У. Солдатовой, можно отметить, что этнокультурные представления являются ключевым элементом социальных представлений младших школьников, которые на данном возрастном этапе являются новообразованием, способствуют выстраиванию отношений младшего школьника с поликультурным социумом [4].

Особенностями этнокультурных представлений являются наглядность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство. В научной литературе этот термин используется для обозначения переходной ступени от ощущений и восприятия к мышлению, которая имеет место в структуре познания.

В младшем школьном возрасте формируются этнокультурные представления о многообразии народов и их культур, символах мироустройства, опредмеченной системе образов-ценностей, элементах народной культуры (устно-поэтическое творчество, ремесла и др.).

П.Ю. Соколова выделила компоненты представлений об этнокультурных традициях родного края (см. схему 1).

Схема 1. Компоненты представлений об этнокультурных традициях родного края (по П. Ю. Соколовой) [13, с. 107].

В соответствии с выделенными компонентами мы выявили показатели их сформированности и подобрали методики, по изучению этнокультурных представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методики по изучению уровня сформированности этнокультурных представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста

Компоненты

Показатели

Методики

1

Языковой компонент

знакомство с языковым многообразием окружающего социума,

проявление эмоционально-ценностного и уважительно-толерантного отношения к языкам других этносов,

понимание роли русского языка в межкультурном общении и взаимодействии

«Радости и огорчения» (Автор: Сурикова Светлана Анатольевна) [14]

Методика «Пословицы» (разработана к. психол. Н. С.М. Петровой) [6].

2

Историко-культорологический компонент

изучение истории родного края,

осмысление своеобразия и уникальности каждой этнокультуры, культурного наследия этносов

понимание взаимовлияния и взаимопроникновения культур народов России

«Историко-географический и природный компоненты родного края» (Автор: Работуева Марина Николаевна) [9].

Метод незаконченных предложений (Автор: Сурикова Светлана Анатольевна) [14].

3

Художественно-эстетический компонент

приобщение к лучшим образцам народного искусства

творческое самовыражение детей посредством изготовления поделок с этнокультурной тематикой, отражение потенциала этнокультуры в творчестве детей

Наблюдение в разных видах детской деятельности и беседа с детьми «Детские интересы» (Автор: Сурикова Светлана Анатольевна) [14].

4

Природоведческий компонент

приобщение к природе родного края

благоприятное влияние природы на духовно-нравственное развитие человека,

бережное, рациональное и ответственное взаимодействие с ней посредством фольклора, народных обычаев и традиций, праздников

Беседа «Родной край» (Автор: Работуева Марина Николаевна) [9].

5

Здоровьесберегающий компонент

знания о национальных ценностях здоровья, укреплении психологического и физического здоровья с учетом представлений народа о «совершенном человеке»

получение позитивного настроения на основе народных игр, хороводов, фольклорного пения, обрядовых фрагментов, народных праздников и др.

Диагностика сформированности здоровьесберегающей компетентности (Т.К. Андрющенко) [1].

Диагностика и мониторинг здоровьесбережения воспитанников и педагогов (Александра Владимировна Боброва) [2].

Чтобы сформировать этнокультурные представления о родном крае у детей младшего школьного возраста мы обратились к классификации средств воспитания В.С. Селиванова, через виды деятельности воспитанников: учение; труд; игра; общение.

Если принять во внимание, что предметы культуры используют как орудия труда воспитатель и воспитанник, каждый в своей деятельности, то надо согласиться с тем, что средствами воспитания являются различные виды деятельности и, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность [7, с. 366].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что педагогическим средством воспитания могут выступать объекты материальной и духовной культуры. А в них, в том числе, входит устное народное творчество и художественная литература. Особый интерес представляет устное народное творчество, так как в него входит: загадки, скороговорки, детские народные песни, русские народные сказки, былины, мифы, а это все относиться к средствам фольклора.

На наш взгляд, использование фольклора будет эффективным, потому что он осуществляет образовательные функции приобщения обучающихся к национальной культуре своего народа, формируя толерантное отношение к культурам других национальностей, способствуя единению российского государства, представляет важное направление в содержании образовательно-воспитательной деятельности.

Фольклор – это средство, благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпотичны [17].

Малые формы фольклора – краткие законченные произведения устного народного творчества, поэтические либо прозаические, исторически представляющие собой вербальные фрагменты обрядовых или иных синкретических действий, либо воспоминания о некоторых значимых событиях, и приобретшие самостоятельную значимость [3, с. 66].

Можно отметить, что именно через обучение малым формам фольклора происходит обогащение детей знаниями о народной культуре и способствует расширению их кругозора, развитию национальной идентичности.

К малым формам фольклора относятся пословицы и поговорки, загадки, народные песенки, потешки, пестушки, заклички и т.д. В работе мы рассмотрим только некоторые из них.

Загадка – игровой жанр (игра в отгадывание предмета), она стимулирует мыслительную деятельность ребенка, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще [8, с. 179]. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичность значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Также загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Изучая колыбельные песни, школьники лучше понимают красоту и выразительность языка, образуется картина мира, выраженная в слове. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. У детей обогащается словарный запас за чет того, что колыбельные песни содержат широкий круг сведений об окружающем мире, соответственно и о родном крае.

Скороговорки - малый жанр устного народного творчества: краткий текст, фраза, построенная на аллитерации таким образом, чтобы произнести ее вслух было максимально трудно, особенно при многократном быстром повторении [12]. Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека. Проговаривание чистоговорок и скороговорок необходимо детям для улучшения качества их дикции [18].

Отметим, что в современном обществе возникли новые механизмы, которые способствуют адаптации традиционной этнокультуры в образовательных учреждениях. Этими механизмами являются этнокультурные образовательные технологии. Рассмотрим классификацию этнокультурных образовательных технологий по форме организации образовательно-воспитательного процесса (см. рис.1) [16, с. 160].

Рис.1. Классификация этнокультурных образовательных технологий по форме организации образовательно-воспитательного процесса

Опишем, как при изучении малых форм фольклора можно формировать этнокультурные представления о родном крае у детей младшего школьного возраста на уроках внеклассного чтения с помощью этнокультурных образовательных технологий.

Мы разработали комплекс заданий для первого класса по формированию этнокультурных представлений о родном крае средствами малых форм фольклора на уроках внеклассного чтения. Данный комплекс представлен в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс заданий для первого класса по формированию этнокультурных представлений о родном крае средствами малых форм фольклора на уроках внеклассного чтения

Тема

Вид урока

Этап урока

Жанр фольклора

Формирующий компонент этнокультурного представления

Вид этнокультурной образовательной технологии

Формулировка задания

1

Загадки. Песенки.

Комбинированный урок.

Активной деятельности, направленный на применение нового знаний.

Загадки

Здоровьесберегающий компонент.

Этнокультурные образовательные технологии практической направленности.

Самим придумать загадку на заданную тему или составить ребус. Проведение конкурса на самую интересную загадку, песенку.

2

Потешки и небылицы.

Урок актуализации знаний и умения (урок повторения).

Обобщение и систематизация знаний.

Потешки, небылицы.

Художественно -эстетический компонент.

Комплексные образовательные технологии.

Составить кроссворд на тему потеши и небылицы.Мини праздник.

3

Словесные игры: скороговорки

Урок обобщения и систематизации знаний

Этап актуализации знаний/ Проверка домашнего задания.

Скороговорки

Языковой компонент.

Этнокультурные технологии теоретической направленности.

Интеллектуальная разминка - в виде мультимедийной презентации учащимся задаются вопросы.

Фольклор как устное народное творчество, передающееся из уст в уста, должен таким образом входить в детскую жизнь, т.е. пути рассказывания, разыгрывания, музыкального исполнения, драматизации, трудовых, плясовых и игровых действий [17].

На уроках внеклассного чтения детям предлагается самим придумать загадку на заданную тему или составить ребус. А потом учитель организует небольшой конкурс на самую интересную загадку, песенку.

На 3 уроке актуализации знаний и умений (урок повторения) по теме «Потешки и небылицы» на этапе обобщения и систематизации знаний при формировании ценностно-эмоционального компонента можно применить комплексные этнокультурные образовательные технологии.

Учитель предлагает, по изученному ранее составить небольшой кроссворд из 5 слов. На перемене дети могут отгадывать кроссворды, и потом выявляется победитель. После этого проводится мини концерт, где дети выступают с выученными дома наизусть потешками и небылицами. В конце концерта выдаются грамоты за активное участие.

На следующем уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Словесные игры: скороговорки» на этапе актуализации знаний и проверки домашнего задания при формировании когнитивного компонента можно использовать этнокультурные образовательные технологии теоретической направленности.

При подготовке к уроку учитель готовит мультимедийную презентацию, где будут сформулированы вопросы по теме. Например, «Какой из терминов подходит к понятию скороговорка?», «Что относиться к скороговорке?» и др. На этапе актуализации знаний и проверки домашнего задания учитель проводит «Интеллектуальную разминку», где дети должны ответить на поставленные учителем вопросы.

Таким образом, мы представили комплекс заданий для учителя, который он может использовать в первом классе при формировании этнокультурных представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на уроках внеклассного чтения с помощью средств малых форм фольклора. С их помощью обучающиеся учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, развивают чувство ритма и рифмы. Также с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию.

Список литературы

Андрющенко Т.К. Диагностика сформированности здоровьесберегающей компетентности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-diagnostiki-sformirovannosti-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Боброва А.В. Диагностика и мониторинг здоровьесбережения воспитанников и педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie/251174-diagnostika-i-monitoring-zdorovesberezhenija-.html

Горшенина С. Н., Соколова П. Ю. Особенности формирования этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов [Текст] // Педагогическое образование: традиции и инновации сборник научных статей / отв. ред. Т. Н. Петрова; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары, 2015. – С. 64–68.

Горшенина С.Н. Особенности формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21010

Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-rossiya.php?PrPage=VT

Методика «Пословицы» (разработана к. психол. Н. С.М. Петровой) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/9/31563.html

Педагогика [Текст]: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сыпов [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 432 с.

Первова, Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе / Г. М. Первова, А.Л. Божок, И.Ю. Койвистойнен [Текст] // Вестник ТГУ. – 2012. - № 6. – С. 176-181.

Работуева М. Н. Методика диагностики по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=907

Рыжикова С.И. Этнокультурные представления об основах латышской идентичности: исторический контекст, взаимосвязи, современные аспекты (середина XIX – начало XXI вв.) [Текст] : дис. доктор пед. истор. наук. : 07.00.07 – этнография, этнология, антропология / Рыжикова Светлана Игоревна ; [Инст. этнол. и антр. ]. – Москва. 2011. – 609 с.

Серикова Л. А., Шукшина Т. И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. –№ 10. – С. 233–243.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://literary_criticism.academic.ru/355

Соколова П.Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / П.Ю. Соколова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева». – Саранск, 2014. – 356 с.

Сурикова С. А. Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через разные формы организации детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://labirintznaniy.ru/obobshchenie-opyta/obobshchenie-opyta/obobshchenie-opyta-formirovanie-predstavlenij-o-rodnom-krae-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-raznoobraznye-formy-organizatsii-detej.html

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Федорова, Н.М. Применение этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании [Текст] : методическое пособие / С.Н. Федорова, Н.М. Кузнецова, Т.М. Гусакова, Е.В. Алексеева, З.В. Медведева, В.В. Константинова, Т.В. Глушкова. – М. : Издательство центра современных образовательных технологий, 2016. – С. 160.

Фольклор и его потенциал в процессе формирования духовно-нравственной личности в современном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/192730474/ru

Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-49. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/100/22537/

Просмотров работы: 195