Формирование межнациональной толерантности у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование межнациональной толерантности у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

Фейзуллаева А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия с её многонациональностью предопределяет необходимость толерантности общества. Толерантность в поликультурном обществе является залогом здоровья этого общества и снижения вероятности различных межнациональных конфликтов. Для эффективности воспитания толерантности в обществе необходимо начинать его в школе.

Современные тенденции в обществе и направление государственных задач ставит перед системой образования новую цель - формирование у школьников патриотического отношения к своей Родине с приоритетом национальных ценностей, но при уважении к ценностям других культур со стремлением к сочетанию личных интересов с интересами общества, с терпеливым отношением к другим людям и их ценностям. Таким образом формирование межнациональной толерантности является одной из приоритетных задач российской системы образования[5].

Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) после освоения образовательной программы начального общего образования школьник в том числе должен достичь следующих личностных результатов[9]:

1) формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов...

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей…

Кроме того согласно ФГОС НОО осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Понятие «толерантность» рассматривается, прежде всего, как уважительное отношение к другим людям, не смотря на их национальные, гендерные, расовые отличия или отличия во взглядах на вероисповедание, культуру политику и прочее; как готовность осуществлять взаимодействие с совершенно разными людьми не на принципах доминирования, а на принципах равенства и взаимоуважения; как лишенное враждебности отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Термин

Автор

Определение

Толерантность

Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль

термин «толерантность» происходит от французского tolerant и означает – терпимый.

Толерантность

 

под «толерантностью» в самом широком смысле подразумевается адаптация человека к чему-то или кому-то, то есть ослабление или отсутствие реакции человека на некий фактор в результате снижения. чувствительности к его воздействию.

Толерантность

Л.В. Байбородова

под «толерантностью» понимается принятие, уважение и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность

Л.И. Науменко

мировоззренческая жизненная позиция «за» или «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.

толерантность

А.Г. Харчев

моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения.

Для более полного понимания понятия "толерантности" как терпимости к другим людям важно понять, что такое "терпимость". В отличие от "терпения", которое является выражением чувств со стороны испытывающего негативные воздействия, "терпимость" - это уважительное отношение, принятие наличия отличных от личного мнений, вида, национальности, вероисповедания. Терпимость предполагает не ответ на внешний раздражитель, а открытость и свобода мышления, признание многомерности социального общества со своими обычаями, традициями и взглядами на мир[7,11].

Также для лучшего понимания и составления позитивного понимания толерантности необходимо также рассмотреть понятие "интолерантности" или "нетерпимости". Основа интолерантности - убеждение в наличии превосходящего положения из-за социального статуса, системы взглядов, образа жизни и тому подобного.

Причём интолерантность - это не просто отсутствие чувства солидарности, а именно неприянтие, отторжение другого человека за его вид, взгляды, вероисповедание и прочее. Такие взгляды могут в практическом выражении иметь вид пренебрежительного отношения, резких высказываний в адрес этого человека, травли, перехода на личности, а при более запущенных формах и наличии возможностей может выливаться в кровавое уничтожение людей "не той" национальности или вероисповедания, что не раз наблюдалось за историю человечества. Именно поэтому так важно с малых лет уделять достаточное внимание воспитанию толерантности.[7,8]

Толерантность или интолерантность формируются путём наблюдения за выделенной группой лиц, отличающихся от индивида какими-либо особенностями, оценка их поведения в том числе и отношения внутри группы и к индивидууму. Далее на основе обобщённой оценки у человека формируется отношение к этой группе лиц, что соответственно выливается в толерантное или интолерантное поведение. При этом, если взрослый человек может вполне логично выстроить всю цепочку от начала до конца, то ребёнок в силу своей неопытности и незрелости чувств, руководствуясь не теми принципами, может допускать логические ошибки, которые в конечном итоге приведут к формированию неверного отношения. Например, физическая слабость девочек при попустительстве со стороны взрослых может привести к гендерной интолерантности со стороны физически развитого мальчика, к формированию соответствующего отношения, желанию унизить и тому подобное.

Толерантная личность характеризуется сочетанием важнейших характеристик, отражающих психолого-этические линии человеческих отношений, такие как[4]:

гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;

вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

перцепция – умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

чувство юмора – ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.

Рассматривая толерантность как качество личности, нуждающееся в формировании со школы, необходимо рассмотреть её основные психологические компоненты: эмпатию и коммуникативную толерантность.

Эмпатия (от греч. etmpatheia – сопереживание) - понимание эмоций и чувств других людей, сочувствие, стремление к эмоциональному отклику на переживание человека.

Коммуникативная толерантность характеризует личностное отношение к людям, показывает возможную степень принятия неприемлемого с точки зрения человека поведения или психического состояния партнёра по взаимодействию.

С точки зрения психологии именно эмпатия и коммуникативная толерантность являются характеристиками толерантного человека.

Кроме того, сама толерантность бывает различных видов. По отношению к социальным группам населения выделяются следующие виды толерантности[7]:

гендерная толерантность - толерантность по отношению к людям другого пола;

расовая и межнациональная толерантность - к людям другой расовой и национальной принадлежности;

толерантность по отношению к инвалидам;

религиозная толерантность - по отношению к людям с отличным вероисповеданием;

сексуально-ориентационная толерантность - по отношению к людям иной сексуальной ориентации;

политическая толерантность - по отношению к людям с иными политическими взглядами;

образовательная толерантность - по отношению к людям с другим образованием (средне-специальным или напротив высшим, в случае школьников - к детям с плохой или наоборот хорошей успеваемостью);

межклассовая толерантность - по отношению к людям другого класса: более высокого или наоборот низкого социального класса.

Согласно А.Г. Асмолову межнациональная толерантность - это динамично развивающееся, моральное качество личности, характеризующееся корректным и терпимым отношением к представителям других национальностей, их обычаям, привычкам, поступкам, которое не причиняет вред физическому и психическому здоровью других людей; это умение избегать конфликты и споры, либо находить выход из таких ситуаций, с помощью конструктивных решений, и при этом иметь возможность сохранять свою собственную этническую индивидуальность.[1]

Межнациональная толерантность возникает в результате нравственного самоопределения национальности и формирования отношения внутри своей национальности, к окружающему миру и к другим национальностям. Как правило, каждая национальность характеризуется своим национальным языком, культурой, традициями, отношением к религии. При этом разные национальности, исходя из исторически сложившихся или внешних причин, как похожими в некоторых вопросах, так и совершенно противоположными. В этой связи при встрече людей разных национальностей могут возникать следующие типы реакций:[3]

неприятие;

желание защитить свои идеалы и собственное культурное превосходство;

признание права другого народа на свои ценности, нормы и формы поведения;

адаптация к новой культуре, новым ценностям.

В этом случае как правило толерантное отношение к другим национальностям характерно для представителей национальностей или просто отдельных людей с высоким уровнем общей образованности, имеющих представление о национальном разнообразии, знакомых с культурными и нравственными ценностями, культурой, литературой, национальными особенностями других национальностей.[3,7]

В младшем школьным возрасте у детей возникает необходимость выстраивания новых отношений со сверстниками и с взрослыми, включения в коллектив, освоение нового вида деятельности - обучения, что предполагает также выполнение ряда серьёзных требований. В этой связи особенность младшего школьного возраста в его необычайной восприимчивости к воспитательным процессам, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование целостной картины мира, личностных и нравственных качеств, общественной направленности личности, а также закладываются моральные нормы и правила поведения, умения межличностного взаимодействия.

Именно в младшем школьном необходимо активно формировать в том числе межнациональную толерантность, поскольку закладываются основы коллективистских и межличностных отношений. От правильности формирования отношения учеников между собой и с другими возрастными и национальными группами зависит его дальнейшее поведение (толерантное или интолерантное) в отношении в том числе других национальностей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего образования формирование межнациональной толерантности у младших школьников средствами школьных и внешкольных занятий по трём направлениям[9]:

непосредственно в процессе изучения школьных предметов;

через междисциплинарные связи;

на специальных курсах и занятиях.

Далее рассмотрим каким образом можно осуществлять формирование межнациональной толерантности. Существуют различные варианты методик воспитания межнациональной толерантности школьников. Одной из них предлагается следующие методы:

компетентностный - повышение компетентности учащихся в области национального разнообразия;

гуманистический - воспитание гуманного отношения к другим людям независимо от их национальности;

принцип позитивного отношения к национальному и культурному разнообразию;

преемственности и последовательности изучения культур;

комплексность - комплексный подход к изучению в том числе национального и культурного разнообразия;

междисциплинарность - проведение междисциплинарных параллелей по теме межнациональной толерантности.

Непосредственно формирование навыков межнационального взаимодействия можно проводить с применением тренинга межнациональной компетентности, деловых и ролевых игр и тому подобного. При этом формы взаимодействия для этого могут быть индивидуально-парными или коллективными. Опыт межнационального взаимодействия школьник может получить как на специально организованных мероприятиях (тематические или косвенно связанные с межнациональной толерантностью лекции, семинары, конференции и тому подобное), так и на стихийных или частично организованных (отношения в семье, в школе и вне её с ровесниками и взрослыми, в игровой деятельности и тому подобное). Задача начального образования социальный опыт, получаемый ребёнком вне школы, дополнить научными, достоверными знаниями и направить в нужное русло для формирования позитивного отношения к разным народам, их культуре и традициям.

Межнациональная толерантность формируется прежде всего на основе личного опыта человека, поэтому задача педагогов - организация позитивного опыта в области взаимодействия с другими национальностями. У любого человека, даже у первоклассника, как правило, имеется уже свой опыт в области толерантности, включающий сформированное отношение к другим людям, но в этом возрасте обычно без объединения этих людей в определённые группы и тем более не по национальному признаку. Хотя определённые тенденции способны улавливать даже школьники начальной школы. Педагогу важно подкорректировать полученный негативный опыт и поддержать позитивный в области межнациональной толерантности. При этом эффективными педагогическими средствами могут служить подача информации о положительном опыте межнационального взаимодействия других людей, в том числе младших школьников, а также рефлексия того положительного, что уже имеется в личном опыте ребёнка. Источниками информации и примером построения межнациональных взаимоотношений могут служить литературные или фольклорные персонажи или реальные люди, показывающие опыт перехода от враждебного настроя к положительному толерантному отношению с представителями или группой представителей других национальностей.

Поскольку само понятие толерантности многогранно, то и выделение структуры толерантности тоже может отличаться. Позиция разных исследователей в определении структуры межнациональной толерантности также не однозначна. В работе О.А. Чебыкиной [11] описываются позиции нескольких авторов (Н.К. Бахаревой, М.А. Перепелицыной, Ю.В. Кузнецовой, О.А. Спицыной и других) вот некоторые из них:

по Н.К. Бахаревой межнациональная толерантность включает следующие компоненты:

когнитивный (представление субъекта о себе, своём месте в мире среди других людей),

эмоционально-оценочный (проявляется в отношении субъекта к себе, другим людям, различным группам),

поведенческий (конкретные поступки, дипломатиность);

М.А. Перепелицына:

мотивационно-ценностный (осознание ценности толерантности в процессе общественного обустройства, социализации личности),

когнитивный (знание сущности, осознание многомерности окружающего мира),

эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция, целеустремлённость и инициативность в организации воспитания толерантности у школьников),

коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия, самоорганизация и деловая активность);

Ю.В. Кузнецова:

мотивационно-ценностный (ценность уважения человека, его прав, свобод, равноправия людей, права человека на собственную жизнь и свои взгляды),

когнитивный (признание сложности, многомерности мира),

эмоционально-волевой (эмпатия, эффективная толерантность),

конативный (способность к толерантному высказыванию, толерантная позиция);

О.А. Спицына:

мотивационно-ценностный (усвоение ценностей толерантного поведения),

когнитивный (знание о способах толерантного реагирования, понимание, поддержка, умение просить и принимать помощь),

эмоционально-волевой (оценка, самообладание, проявление терпимого отношения к другим),

поведенческий (реагирование, проявление сдержанности, конструктивная реакция на конфликтные ситуации).

Таким образом, межнациональная толерантность - это уважительное отношение и готовность взаимодействия на принципах равенства и взаимоуважения с людьми других национальностей. Формирование межнациональной толерантности в младшем школьном возрасте отличается особой восприимчивостью к такому воспитанию из-за активного становления обобщённой картины мира, основ коллективистских и межличностных отношений и нравственных качеств личности.

Психолого-педагогическая проблема воспитания межнациональной толерантности средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера у детей младшего школьного возраста заключается в правильной подаче результатов этого искусства прежде всего для формирования положительного отношения учеников к этим народам и обобщение этого отношения в целом на другие национальности.

Список использованной литературы:

Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001.- № 1. - C. 8 -18.

Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1.

Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, 2011. – 240 с.

Лебедева, Н.М. Психологические исследования этнической толерантности [Текст] Н.М. Лебедев, В. Ю. Хотынец. – Екатеринбург: Урал. н-т, 2003. - 240 с.

Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования. - 2001. - № 20.

Науменко, Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период [Текст] / Л.И. Науменко // Этническая психология и общество. - 1997. – С. 76–88.

Нестерова, Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности [Текст] / Н.В. Нестерова // Прикладная психология и психоанализ. – 2006. – №4. – С. 39–43.

Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия [Текст] / Г.У. Солдатова // Век толерантности. - 2001. - №1. - С. 90-100.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образ. и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.

Харчев, А.Г. Этика и мораль [Текст] / А,Г, Харчев // Предмет и система этики. - 1973. - С. 69-91.

Чебыкина, О.А. Системный анализ подходов к понятию "толерантность" [Электронный ресурс] / О.А.Чебыкина // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2. - 16 с. - URL: www.psyedu.ru

Просмотров работы: 252