Социально - педагогическая профилактика агрессии младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социально - педагогическая профилактика агрессии младших школьников

Филиппова В.П. 1
1ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема отклонения в поведении – одна из главных социально-педагогических проблем.

Агрессивное поведение младших школьников имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущих под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, а так же неорганизованных воздействий на личность ребенка.

Агрессивность - свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникам. Подобные случаи ужасают выбором способов издевательства в отношении детей друг другу.

Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации.

Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в младшем школьном возрасте является актуальной и требующей особого внимания.

Своевременная профилактическая работа социального педагога с детской агрессией, будет способствовать минимизации проявления агрессивного поведения, что в свою очередь, благоприятно повлияет на дальнейшую социализацию детей, склонных к агрессивности.

Статистика фиксирует, что растет количество преступлений среди младших школьников. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Работа с различными источниками с целью глубокого изучения проблем агрессии младших школьников, помогла выяснить, что формирование агрессивности в детском возрасте, происходит под влиянием семейного и школьного воспитания, неблагоприятного взаимодействия ребенка с социальным окружением, а так же определяется социальными и социально-экономическими условиями современного общества.

Изучая причину детской агрессивности, можно заметить, что единого мнения по данному вопросу нет, и каждый автор по-своему видит причины возникновения данного отклонения в поведении ребенка. Наиболее общий перечень причин представлен С.А. Беличевой, которая подчеркивает, что неудовлетворенность социальным статусом в группе, ощущение тревоги и страха, желание привлечь внимание окружающих, потребность в общении, могут спровоцировать возникновения агрессивных тенденций в поведении ребенка младшего возраста.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

1)  негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;

2)  раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

3)  подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

4)  обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

5)  чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;

6)  вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников. Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.

Другая причина это частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывающие у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональную напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.

Таким образом, агрессивность младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защи­щенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отно­шению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые ни­когда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один либо подзатыльник, либо поощрениее.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздейст­вия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающи­ми.

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), ока­зывая воздействие на социальное развитие своих детей. Согласно иссле­дованиям американских социологов, в массовой культуре США проявле­ние агрессии и жестокости часто оценивается высоко и преподносится как средство достижения целей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие пока­зывают в среднем пять-шесть раз в час. Агрессия телевизионных и ком­пьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бы­вают так же агрессивны, как преступники. В нашей стране ситуация с пропагандой агрессивного поведения не сильно отличается от амери­канской. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно уве­личивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к аг­рессии.

Не следует пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкно­вения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Не менее важен и волевой компонент - умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Качество комплексного сопровождения развития агрессивного ребенка младшего школьного возраста обеспечивается за счет интеграции деятельности всех специалистов школы и родителей ребенка. Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции агрессивных детей. В качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка, то есть возникновение и развитие психических новообразований - навык общения без агрессии, снижение тревожности и обидчивости.

Список использованной литературы:

Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Социальное здоровье России, 2005г;

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современные состояние проблемы. - М.: Институт РАН, 2007 г;

Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения детей // Школьный психолог. - 2006.- № 30-31

Бреслав Г.Э. Социально-педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб: Речь, 2006 г;

Просмотров работы: 13