Новые социальные запросы, связанные с переходом России к постиндустриальному информационному обществу, повлекли за собой кардинальное изменение и развитие системы образования. В настоящее время возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.
Одна из главных задач современной начальной школы - создание условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. По мнению В.Ф. Феоктистовой, возникает необходимость подготовки обучающихся начальной школы к деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу, т.е. подготовки обучающихся к осуществлению исследовательской деятельности.
А.В. Леонтович утверждает, что «под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере» [4].
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования - исследовательских умений.
Анализ литературы по теме исследования позволяет утверждать, что понятие «исследовательские умения» разными авторами трактуется по - разному.
Одно из первых определений исследовательских умений было дано Т.В. Игнаткиным, который говорит об исследовательских умениях как о способности самостоятельно наблюдать, осуществлять опыты, поиск [2, с. 18].
Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи [7, с.115].
По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [9, с.94].
И.В. Стрельцова рассматривает исследовательские умения как совокупность разнообразных умений, позволяющих реализовывать общие и частные цели исследования различными способами и осуществлять исследовательскую деятельность [10, с. 56].
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
В свою очередь, понятие «исследовательские умения» требует дополнительного уточнения его структуры. Отметим, что мнение ученых неоднозначно в данном вопросе.
В.А. Бордовский классифицирует исследовательские умения в зависимости от логики научного исследования на: научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-языковые, коммуникативно-языковые [1, с.63].
Н.П. Лазутина к исследовательским умениям относит умение формулировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезы, определять сферы и границы применения результатов исследования [3, с.46].
В нашем исследовании мы будем опираться на структуру исследовательских умений, предложенную Сандаловой Н.Н.:
1. Умения организовать свою исследовательскую работу (организационные): умение организовать свое рабочее место согласно исследовательской работе; планировать свою исследовательскую работу; умения, осуществить свое исследование на базе школьной и детской библиотеки, компьютерного зала и т.д.; применять логические операции в исследовательской деятельности; контролировать выполнение исследовательских действий.
2. Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые): умение определить и сформулировать тему, проблему, цель исследования; поставить задачи в своем исследовании; выбрать и применить доступные методы исследования; осуществить поиск, различного рода информации и успешно её обработать.
3. Умения работать с информацией (информационные): умение находить разнообразные источники информации, и применять их в своей исследовательской работе; работать с текстом, выделять главное и его части; составлять текст в русле своей проблемы исследования; работать с определениями, понятиями и терминами по проблеме исследования; устанавливать логику изложения своей исследовательской работы; кратко и точно излагать, применять приемы конспектирования и условные знаки в тексте своего исследования; искать цитаты, указывать ссылки на источники информации; составлять доказательство, использовать аргументы, факты; структурировать доклад своего выступления; формулировать вывода исследовательской работы.
4. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные): умение оценить этапы и результаты свой исследовательской работы, определить ее достоинства и недостатки; оценить выполненную работу, представленную другими исследователями; формулировать оценочные суждения, согласно исследовательской проблеме, обосновывать и аргументировать свою оценку; формулировать рекомендации, отзывы по изучаемой проблеме исследования.
5.Умения представить результат своей работы (презентационные): умение использовать различные формы представления результатов (Каким образом я представлю результаты?); задавать вопросы и отвечать на них; учитывать требования к докладу, к речи докладчика[8].
Структурирование исследовательских умений по данным группам, по нашему мнению, является наиболее конкретизированным, что позволяет положить данные компоненты в основу процесса формирования исследовательских умений при проведении виртуальной экскурсии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной основной образовательной программе начального общего образования прописаны планируемые результаты освоения ООП НОО, в которых также отражена необходимость формирования у обучающихся исследовательских умений:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Так, мы видим, что универсальные учебные действия, связанные с развитием исследовательских умений у детей младшего школьного возраста, занимают особое место в системе планируемых результатов освоения ООП НОО.
По мнению Н.Б. Шумаковой, «развитие исследовательских умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется сложной задачей [6]. Большое значение в данном случае принадлежит использованию современных эффективных форм организации образовательного процесса.
Проанализировав методическую литературу, попавшую в поле нашего зрения, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой организации образовательного процесса, при котором у обучающихся формируются исследовательские умения является экскурсия. Однако, в силу объективных причин, связанных, прежде всего, с удаленностью места посещения экскурсии учитель не всегда имеет возможность организовать экскурсию. Сейчас с внедрением новых информационных технологий в процесс образования кардинально изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д [11].
Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут отправиться в любое место, представленное в данной экскурсии, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также разную дополнительную информацию (изображения, тексты, звук или видео по теме экскурсии).
Безусловно, виртуальные экскурсии имеют большой педагогический потенциал: способствуют развитию личностно – мотивационной сферы ребенка, воображения, внимания, познавательной активности, наблюдательности и так далее. Виртуальная экскурсия позволяет обучающимся быть субъектами образовательного процесса, овладеть практическими навыками поиска и анализа информации. Однако, в современной педагогической науке и практике недостаточно подробно описаны условия применения виртуальных экскурсий для развития исследовательских умений у обучающихся.
В психолого-педагогической литературе (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности обучающихся, в ходе которой формируются исследовательские умения.
Условия в образовании представляют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности.
На основе анализа попавшей в поле нашего зрения литературы по теме исследования мы выделили условия применения виртуальной экскурсии как средства формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.
Эмоциональное состояние интереса является чрезвычайно важным в образовательном процессе, оно мотивирует обучение. Именно от этапа мотивации во многом зависит, состоится исследование или нет. Связано это с тем, что по своему психологическому смыслу он соответствует этапу порождения проблемы в структуре полного акта мышления. Если вопрос не возник, и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования. Так, главным условием эффективности процесса формирования исследовательских умений у обучающихся является мотивация школьников, возникновение проблемной ситуации.
Следующее не менее важное условие – самостоятельное целеполагание и целевыполнение. После определения проблемы, необходимо, чтобы обучающиеся самостоятельно осмыслили проблему, выдвинули возможный замысел ее разрешения (формулировка гипотезы), далее необходимо организовать наблюдения и эксперименты, которые позволят обучающимся доказать или опровергнуть гипотезу, сформулировать выводы, следующие из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы). Важно, чтобы обучающиеся выступали субъектами собственной деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребенком новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение не только происходит на основе усвоения новой информации, но и включает в себя также организацию и творческую перестройку имеющихся концепций или исходных познавательных ориентиров.
Также важно организовать работу на уроке таким образом, чтобы полученные знания имели для обучающихся личностную значимость. Если обучающиеся нашли в изучаемой теме что – то значимое лично для себя, значит процесс усвоения учебного материала будет более эффективным. Также это будет играть важную роль в дальнейшей работе по формированию исследовательских умений у обучающихся. После подведения итогов исследования и его рефлексии следует применение полученных знаний. Применение как этап исследования может выступить в качестве мотивации или этапа возникновения проблемной ситуации для проведения еще одного исследования.
Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что формирование исследовательских умений у обучающихся – важная задача современной школы.
Проанализировав педагогическую литературы, мы пришли к выводу, что виртуальные экскурсии в настоящее время являются эффективным средством формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Однако, чтобы процесс формирования исследовательских умений у обучающихся посредством виртуальных экскурсий был эффективным, необходимо учитывать ряд условий:
необходимый этап урока – возникновение проблемной ситуации, мотивация обучающихся к разрешению данной проблемы;
самостоятельное целеполагание и целевыполнение;
учебный материал имеет личностную значимость для обучающихся.
Мы считаем, что применение виртуальных экскурсий позволит сделать учебную деятельность более интересной для обучающихся, что в свою очередь будет обеспечивать высокий уровень мотивации детей к выполнению различных заданий, в том числе направленных на формирование и развитие исследовательских умений, таких как: умение поставить задачи в своем исследовании, умения осуществить поиск, различного рода информации и успешно её обработать, умение составлять доказательство, использовать аргументы, факты, умение формулировать оценочные суждения, согласно исследовательской проблеме, обосновывать и аргументировать свою оценку и т.д.
В заключение отметим, что данное исследование не является полным и законченным. Оно является отправной точкой для дальнейшего изучения темы и апробации в практической деятельности.
Литература:
Бордовский, В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие / В.А. Бордовский. – СПб. : Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 169 с., с.63
Игнаткин, Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : метод. пособие / Т.В. Игнаткин. – М. : Просвещение, 2005. – 45 с., с. 18
Лазутина, Н.П. Детское сказочное творчество [Текст] / Н.П. Лазутина // Начальная школа. – 2006. – № 10. – С. 46-47.
Леонтович, А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/014/55014/26691
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – 4-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2013. – 223 с.
Развитие исследовательских умений младших школьников/[Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – С. 4 – 7
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. – с.115-120
Сандалова Наталья Николаевна. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сандалова Наталья Николаевна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы]. - Уфа, 2016. - 25 с.
Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – с.94
Стрельцова, И.В. Проекты и исследования / И.В. Стрельцова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 56-57
Токарева, О.Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы [Текст] / О.Ю. Токарева // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2(56). – С. 40-42
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2017 г. [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2017. – 51 с