Формирование самооценки младших школьников. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование самооценки младших школьников.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важной проблемой развития личности ребенка является проблема формирования самооценки. Самооценка является необходимым компонентом развития осознания человеком самого себя, своих поступков, поведения, отношения к другим людям и отношения к себе самому, а также осознания своих физических и умственных возможностей. Именно самооценка позволяет младшему школьнику делать осознанный выбор в различных учебных ситуациях, определять уровень стремлений и отношений с одноклассниками. Принято считать сензитивным периодом развития самооценки младший школьный возраст, именно с этого возраста нужно больше уделять времени ее формированию.

Рассмотрим факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование самооценки.

На формирование самооценки младшего школьника оказывает большое влияние семейное воспитание и ценности, принятые в его семье. Дети, которые имеют завышенную самооценку, воспитываются в семьях как кумиры. Дети, имеющие заниженную самооценку, как правило, не имеют доверительных отношений с родителями и не чувствуют их эмоционального участия. Такие дети пользуются большой свободой в результате равнодушия родителей, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, в следствие чего, подвергаются тотальному контролю и негативной критике. Дети, имеющие адекватную самооценку воспитываются в семьях, где внимание к ребенку сочетается с требовательностью, родители хвалят ребенка только тогда, когда он действительно этого заслуживает.

Семья, это то место, где ребенку задают начальный уровень притязаний – то, что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка определяется ценностями семьи. Как правило, уровень притязаний ребенка и уровень родителей не совпадают, что вызывает переживания и низкий уровень мотивации у младшего школьника.

Второй важный фактор – наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка учителя. Навыки учебной деятельности у младшего школьника должны быть сформированы для того, чтобы началось активное формирование учебной самостоятельности – это главное условие для контроля и оценки.

Младший школьник оценивает свои особенности по отношению к предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности – это и есть определение своих возможностей в определенном виде деятельности – игре, общении, труде и учении.

Оценка учителя должна способствовать становлению объективной самооценки учащегося, для этого нужно проводить работу с учащимися по выработке однозначных и четких критериев оценки, тем самым разрабатывая оценочную шкалу. Оценка учителя оказывает существенное влияние на становление самооценки младшего школьника, так, как учитель оценивает ребенка – учащийся оценивает свою работу, ориентируясь на оценку учителя. Если учитель занижает – то и учащийся будет оценивать себя занижено, если завышает – то и ученик будет ставить себе завышенные отметки.

Невозможно научить школьников оценивать свои знания объективно, не научив их оценивать знания своих одноклассников. Для этого, нужно ставить учащегося на место учителя и предоставлять ему четкие критерии для оценивания работ своих одноклассников с точки зрения данных критериев.

По нашему мнению – это основные факторы, влияющие на формирование самооценки.

Э. Бернс считает: «Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду» [1, c. 243].

А.Г. Спиркин считает, что самооценка – это и есть «отношение к себе», которое входит в самосознание [7, c. 49].

И.И. Чеснокова дает определение самооценке как устойчивой интеграции самопознания и отношения к самому себе [9, c. 27].

В данном исследовании мы будем придерживаться позиции определения Л.В. Бороздиной: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей … По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [2, c. 42].

Самооценка – это суждение человека о наличии или отсутствии тех или иных качеств в сравнении с образцом – эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение к самому себе, к внешнему виду, речи и т.д. Это достаточно сложная иерархическая система, присутствующая на разных уровнях. Человек выступает для себя объектом познания. Познание себя включено в широкую систему познания мира для непрерывного воздействия друг на друга. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.

Основные средства самооценки таковы: самоанализ, самоотчет, сравнение и самонаблюдение. На основе этого, личность сама себя оценивает. Оценивает свои возможности, качества, действия и результаты деятельности. Самооценка непрерывно связана с рефлексией, критичностью, требовательностью к себе и окружающим людям.

А.В. Захарова выделяет: «структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным». Первый компонент – знания ребенка о самом себе, второй компонент – его отношение к себе [3, c. 219].

Оценивая себя, данные компоненты функционируют неразрывно друг от друга: ни один, ни другой компонент не могут быть представлены в чистом виде. Знания о самом себе человек получает от контакта с окружающими людьми, затем эти знания обрастают эмоциями и силой, зависящие от значимости оценки содержания для личности. Своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов представляет единый дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из компонентов.

В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности [5]. Решение данной актуальной задачи, по мнению В.А. Сластёнина, связано с понятием самооценивания личности. В частности, В.А. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [6]. Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [5]. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой» [4, с. 234]. Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо. «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [4, с. 337]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка – позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [4, с. 364]. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями [8, с. 100]. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Причём их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. На становлении самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную) самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребёнок этого заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода, результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям. Отношение ребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценности учения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютно расходятся к четвёртому. Неадекватная самооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях делах они ждут только неудачи. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Высокая неадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранять её, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себя наличие слабости, неумения, несостоятельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку или когда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они обязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой. Учитывая выше изложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценки младших школьников будут определённые упущения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки – учебной деятельности и общении. Самооценка – результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, как он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нём другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Список литературы

Бернс, Р. Развитие я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – Москва, 2005. – 301 с.

Бороздина, Л. В. Что такое самооценка [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – № 4.

Захарова, А. В. Структурная динамическая модель самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Москва, 2000. – 247 с.

Кождаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Кождаспирова : учебник для студ. образ. урежд. сред. проф. образ. – Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст] / Редактор составитель Э. Д. Днепров. – МГУ ВШЭ, 2002. – 266 с.

Сластёнин, В. А. Педагогика. [Текст] : учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф Исаев, Е. Н. Шилов. – Москва : Академия, 2004. – 345 с.

Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст] / А. Г. Спиркин. – Москва, 1972.

Фомина, Л. Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников [Текст] / Л. Ю. Фомина // Начальная школа. – 2003. – № 10 – С. 99–102.

Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. – Москва, 1977.

Просмотров работы: 469