В условиях нового меняющегося мира человеку необходимо иметь определенные личностные качества для адаптации и проявлять активность, что является неотъемлемой частью полноценной социализации современной личности. Результатом учебно-воспитательного процесса должна быть гармонично развитая, способная нести ответственность за свои поступки социально компетентная личность.
В процессе обучения детей с нарушением слуха особенно остро стоит вопрос социальной адаптации и активности личности. Дети с нарушением слуха имеют ограниченный круг общения и достаточно бедный опыт социального взаимодействия, следовательно, остро нуждаются в организации пространства, наполненного различными коммуникативными ситуациями и условиями комфортного развития всесторонне активной личности.
Учитывая современные тенденции в личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей, личностная активность, как многогранный и интегративный показатель, имеет важное место в вопросе психолого-педагогического и личностного сопровождения ребенка. Необходимо изучать не только отдельные психические функции и личностные качества, но и связь между ними и их комплексное влияние на формирование индивидума. Важным для становления активности личности являются убеждения, стремления, идеалы и ценности. То, что постепенно закладывает в человека воспитание и развивается на основе природных качеств. Осознанным мотивом человека является идеал. Стремление к определенным критериям, желание соответствовать им - фундамент для целенаправленной и активной деятельности.
В осознаваемых мотивах может проявляться цель деятельности личности. Если личность понимает цель и может просчитать её реальное достижение, то раскрывается перспектива личности. Перспектива дает человеку уверенность, наполняет энергией на свершения.
Научная новизна и практическая значимость:
Проблема личностной активности является малоизученной и представляет из себя интегративное сочетание различных личностных, психических свойств. При грамотной коррекционной и воспитательной работе, стимулирующей ребенка к активной деятельности, будет формироваться инициативная, успешная и общительная личность. Основываясь на изучении проблемы, использовании экспериментальных данных необходимо разработать рекомендации родителям для развития успешного и активного ребенка.
В личностных результатах стандарта прописаны качества, которые включены в интегративное понятие личностной активности. Одним из важных критериев является самостоятельность. В процессе обучения, ввиду большой зависимости детей с нарушением слуха от взрослых, необходимо уделять особое внимание этому качеству. Воспитывать ответственность за поступки, формировать понимание социальной справедливости. Важной частью личностного развития является формирование адекватной самооценки, в федеральном образовательном государственном стандарте есть соответствующий пункт. «Развитие адекватных представление о собственных возможностях и ограничениях, о необходимом жизнеобеспечение, умение адекватно оценивать свои силы…» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации, от 2014 года).
Проблема личностной активности в психологии рассмотрена недостаточно и только начинает формулироваться в современном специальном образовательном пространстве. Проблему изучения личности людей с нарушением слуха в нашей стране рассматривали В.Л.Белинский, Т.Г.Богданова, Э.И. Вийтар, А.П. Гозова, В. Петшак, Н.Г.Морозова, М.М. Нудельман, В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская, Т.Э. Пуйк, Ж.И .Шиф и другие.
Личностное развитие - это не генетически обусловленное явление, а постепенный многоступенчатый процесс, который строится на биологическом фундаменте под влиянием социума. Поэтому необходимо знать психические и личностные особенности детей с нарушением слуха и принимать во внимание при разработке стратегии воспитания.
Развитие личности - это активный процесс в течение которого ребенок усваивает различные социальные нормы и способы поведения, образ действия. Исследование в области самосознания и самооценки лиц с нарушением слуха проводили .В. Л. Белинский, А. П. Гозова, Ю. З. Замалетдинова, И. В. Кривонос, В. П. Лихошва М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, Т. Н. Прилепская, Н. К. Радина, В. С. Собкин, А. Ю. Хохлова и др. Согласно результатам исследования представление человека с нарушением слуха о себе отличается от представления нормально слышащего. Часто встречаются преувеличенные представления о своих возможностях. Так же отмечено, что более оптимистично выглядит «Я-концепция» детей с нарушением слуха, чьи родители так же имеющие нарушение слуха, принимали активное участие в жизни сообщества неслышащих. Преодоление ребенком личностных негативных последствий успешнее всего осуществляется при гармоничных отношениях в семье. Как показывают исследования: неслышащие дети неслышащих родителей имеют более адекватную самооценку, чем неслышащие дети слышащих родителей. Отмечено особое отставание детей, проживающих в специальных учреждениях, интернатах. В своем исследовании В.Г. Петрова указывает на большую значимость самооценки, как элемента самосознания, так как от оценивания себя зависит взаимоотношение человека с окружающими, его отношение к успеху и неудачам, оказывая большое влияние на плодотворность деятельности. Оценка себя и товарищей у учащихся начальных классов школ для слабослышащих недостаточно критична и ситуативна.
Современные исследователи, признают, что для развития речи и личностного развития «решающим является качество раннего взаимоотношения между матерью и ребенком, а не слуховой статус матери и вид применяемой ею речи (звуковая или жестовая). При определении уровня личностной активности будет иметь большое значение самооценка человека. Так же отмечено, что у детей имеющих нарушение слуха наблюдается снижение возможностей активной самостоятельной деятельности. Для ускорения формирования познавательных и личностных процессов необходимы дополнительные педагогические средства. Усилить мотивацию к деятельности могут наглядные и наглядно-действенные средства.
Возможность консультирования родителей, позволит обеспечить решение возникающих проблем.
Путями решения рассмотренных проблем может быть следующий комплекс методов, предложенных Ивановым А.В.:
1. Методы, с помощью которых появляется положительный эмоциональный настрой и вера в свои силы. «метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека; метод увлечения весельем - юмор всегда помогает преодолевать трудности; метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желание делать еще лучше; метод самонаблюдения своих эмоций».
2. Методы физического оздоровления: метод постепенности - приучение ребенка к постепенности и обдуманности своих действий, метод физических упражнений. Метод рекреации - обеспечение отдыха организма.
3. Методы укрепления чувства ответственности : «доверие - развивается вера в свои силы; просьба - обращение к ребенку за помощью, поручение; беседа-размышление - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий»
4. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой - метод, с помощью которого формируется чувство терпимости и возникает желание изменять себя, корректировать свои черты.
Для консультирования родителей в использовании, какого либо из предложенных методов, предварительно необходимо выполнить комплекс мероприятий:
а) проведение теоретического анализа психолого-педагогической общей и специальной литературы, для планирования консультативной работы с родителями;
б) определение статуса семьи учащихся (с помощью социального анкетирования), так как фундаментом для становления личностной активности младшего школьника во многом становится адекватная самооценка и уровень притязаний, формирующийся социальной ситуацией развития (в какой семье воспитывался ребенок, наличие дошкольного образования).
в) проведение наблюдения и выявление индивидуальных характерологических особенностей поведения учащихся (в том числе с помощью методологических инструментов), для установления пунктов коррекции имеющихся нарушений взаимоотношений в семье, так как школьники часто перенимают родительский стиль взаимодействия с окружающим миром, и такую же манеру общения и отношения к людям, выдают такие же реакции в той или иной ситуации общения и копируют эмоциональность и мимику родителя.
г) по результатам исследования: разработать (дополнить, скорректировать имеющиеся) методики консультирования родителей, предложить родителям работать над такими личностными качествами ребенка как, честность, отзывчивость, ответственность.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, Академия, 2002
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии . -- М.: Астрель, 2008 - 113 с
4. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). -- СПб.: Заневская площадь, 2014. -- С. 74-76
5. Васютин А., Н. Васютина. Самая лучшая книга по воспитанию детей. Феникс, 2011
6. Григорович Л.А., Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003).
7. Занковский А.Н. Психология деловых отношений, М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. - 384 с
8. Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений., 2015)
9. Извольская А.А. особенности самосознания детей и подростков с нарушением слуха (аналитический обзор литературных источников, 2014.
10. Ильин Е. П. Психология для педагогов. -- СПб.: Питер, 2012.
11. Истратова Е.. Ваш ребенок-лидер. Как правильно воспитать вашего ребенка. «Издательство «Мир и Образование», 2014
12. Кавецкий, И.Т. Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
13. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
14. Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
15. Кузнецова Л.В. Основы специальной педагогики Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.;. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 480 с.
16. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лекций .-- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.
17. Максименко С.Д. Общая психология.. Издательство: Рефл-бук. Год: 2004
18. Маралов В.Основы самопознанияи саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведе ний. -- 2-е изд., стер. -- М.:Издательский центр «Академия», 2004
19. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов . ---- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко- М.: Политиздат, 1985. - 431с.
21. Прилепская Т.Н. Самооценка и уровень притязаний глухих школьников : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.10 / НИИ дефектологии.- , 1990
22. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 655 с.
23. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников // В кн.: Учен. Записки. Тамб.пед.ин-т.
24. Соловьева И.М. Ж.И. Шиф. Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006 - 421 с.
25. Субботина Е.А. Успешный ребенок: игры для будущих лидеров. , Феникс- Издание 2-е , 2015
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации, от 2014 года
27. Фоминова А.Н, Шабанова Л. Педагогическая психология: учебное пособие. 2-е. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011
28. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.- 2013