Постоянно возрастает удельный вес поведенческих девиаций и расстройств. К ним можно причислить ненормальные поведенческие стереотипы наркоманического, сексуального, религиозного или фанатичного поведения, выходящую за рамки психологически и социально объяснимой склонность к азартным играм, патологическую страсть к воровству, интернет-зависимость, расстройства приема пищи и пр. В отличие от людей, зависимых от психоактивных веществ (ПАВ), аддикты, страдающие нехимическими видами зависимости не всегда попадают в поле зрения специалистов, поэтому обобщенной статистики по количеству нехимических аддиктов не существует. Однако, по данным института Интернет-зависимости К. Янг, среди студентов, количество интернет-зависимых составляет почти 10%, зависимых от азартных игр (в том числе компьютерных) — около 9%. По данным исследований Л. Науэра и П. Куттера количество студентов, у которых можно наблюдать зависимость отношений - почти 15% [2].
Любая аддикция, возникающая во взрослом возрасте трудна в преодолении, но, при своевременном вмешательстве, не повлияет на дальнейшую жизнь аддикта. Более остро проблема аддикции стоит в подростковом и юношеском возрасте. Это периоды становления личности, когда зависимость окажет негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность аддикта. Студенты являются группой риска повероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, аддиктивного поведения. Для 4 лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитие которых связано с определенными трудностями, негативный эффект от аддикции будет еще больше. При этом, по мнению К. Янг и А. Бласцински, студенты с ОВЗ более склонны формировать у себя аддикции [1].
Интернет-взаимодействие содействует социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, даёт возможность активного взаимообмена, виртуального общения. Поэтому для многих лиц с ограниченными возможностями здоровья виртуальный мир становится едва ли не единственным местом, где они, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с другими и проявлять своё Я. На языке социальной педагогики это обозначается как социальная адаптация-приспособление и индивидуализация-обособление.
Индивидуализация (или обособление) в сети Интернет представляет собой самопрезентацию в виртуальном пространстве через создание собственных интернет-страничек, персонализацию через публикацию в сети своих интеллектуальных трудов.
В полной мере социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в сети обеспечивают дистанционные образовательные технологии. В процессе дистанционного обучения лица с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в сетевую проектную деятельность, диалоговое взаимодействие с обычными людьми, не инвалидами, что позволяет создать условия для самосовершенствования, самопознания сетевом воспитательном пространстве [2].
Вследствие этого, включение инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».
Однако оборотной стороной этого является большая вероятность проявления Интернет-зависимости у людей с инвалидностью, чем у лиц с нормальными физическими возможностями.
Для людей с инвалидностью характерна компенсаторная модель поведения в Интернете. И до распространения Интернета известны примеры инвалидов, которые могли создавать себе виртуальное пространство или использовать случайно подвернувшееся для того, чтобы, по крайней мере, существовать там без заболеваний, а то и функционировать в режиме устойчивого доминирования [3].
Одна из характерных для Интернет-коммуникации особенностей - вневременное существование: при всей своей изменчивости виртуальная реальность представлена пользователю сугубо актуально, фактически не имея прошлого и будущего. В результате привычные временные нормы общения и взаимодействия в электронной коммуникации неминуемо искажаются - так, обмен репликами в чате или форуме может быть прерван на неопределённое время, дискуссии в телеконференциях «разветвляться» в силу их предметного развёртывания фактически без учёта временной перспективы, а несколько часов on-line игры вместить в себя зарождение, развитие и гибель целых цивилизаций. Думается, что в том числе эта вневременность пространства Интернет-коммуникации порождает сегодня столь частые его визуальные и содержательные «привязки» к временной шкале: от указания на дату и время во всех информационных ресурсах до возникновения блогов как формы фиксации индивидуально-разделённого времени жизни пользователя. И в определённой степени эти виртуальные искажения образа времени (лишение его атрибутов направленности, целеположенности, структурированности) отражают аналогичный социокультурный тренд: как известно, ещё на заре информационной эпохи Э. Тоффлер считал именно изменения привычных временных интервалов одним из главных признаков новой социальной реальности. И представляется, что с этой точки зрения феномен Интернет-аддикции может быть понят как реализация «вневременного существования» нашего современника, взятая в своём максимальном значении.
Можно выделить и другие особенности поведения Интернет-зависимых лиц с ограниченными возможностями.
1. Лица с ограниченными физическими возможностями отличаются по параметрам агрессивности и тревожности. Им более свойственна повышенная тревожность и пониженная агрессивность по всем параметрам: физическая агрессия, гнев, враждебность.
2. Лица с ограниченными физическими возможностями более подвержены проявленим нехимических зависимостей, чем остальные ввиду следующих психологических особенностей: они более тревожны, менее склонны проявлять физическую агрессию, более гневливы и враждебны, чем обычные Интернет-зависимые.
3. Лица с ограниченными физическими возможностями склонны проявлять аддиктивное поведение чаще, чем обычные зависимые
4. Инвалиды с проявлениями аддиктивного поведения более склонны проявлять физическую агрессию, тревожность, гнев и враждебность.
Список литературы:
Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90-100.
Машкова А.В. Исследование интернет-зависимости школьников с овз: история и современность // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-6.
Рыбников В.Ю. Психологические особенности и механизмы Интернет-зависимости / В.Ю. Рыбников, О.В. Литвиненко // Вестн. Психотерапии. 2006. № 19. С. 137 140.