Актуальность. С течением времени у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления соответствующих норм в законе. Основной объект на сегодняшний день – это информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине данные сами по себе приобретают высокую ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность.
В виду вышесказанного, законодательными актами, как в России, так и зарубежных стран предусматривают немалое количество норм, направленных на регулирование создания, пользования, передачи и защиты информации во всех ее формах.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РФ.
Основные понятия
В наше время к защите персональных данных относятся серьезно. Нормативные акты, которые регулируют обеспечение их сохранности предусмотрены не только законодательством Российской Федерации , но и международными актами.
Всеобщая декларация прав человека является одним из важнейших таких документов. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию.[1]
Статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».
Право на уважение к личной и семейной жизни содержится так же и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В данной Конвенции говориться о том, что «Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц» . Конвенция была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года в Риме. Российская Федерация ратифицировала ее, приняв Федеральный закон № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г.
Спустя некоторое время, право неприкосновенности личной жизни было подтверждено Международным пактом о гражданских и политических правах.
В юридической литературе представлена неоднозначная классификация охраняемой законом информации (сведений).
Так, В.А. Копылов по доступу к информации подразделяет ее на открытую и ограниченного доступа.
К открытой информации он относит информацию как объект гражданских прав (произведения, патенты, авторские свидетельства); массовую информацию; информацию о выборах, референдуме (данные о ходже подготовки выборов, референдуме и результатах голосования); официальные документы (документы принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер); обязательно представляемую (контрольные экземпляры документов, представляемые в органы статистики, регистрационная и другая такого рода информация); научно-юридическую и другую информацию.
К информации ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную тайну; ноу-хау, коммерческая тайна, персональные данные (в порядке защиты личной тайны), другая информация ограниченного доступа23.
Информация о гражданах (персональные данные), по мнению В.А.Копылова, создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (прав на труд, на жилище, на отдых, медицинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанностей (например, воинской обязанности) и представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам.
В современном мире к защите персональных данных относятся очень серьезно. Нормативные акты, регулирующие обеспечение их сохранности предусмотрены не только национальным законодательством, но и международными актами.
Всеобщая декларация прав человека является одним из важнейших документов в истории человечества. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию.[1]
Статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»8.
Право на уважение к личной и семейной жизни содержится так же и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой так же говориться о том, что «Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц» 9. Конвенция была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года в Риме. Российская Федерация ратифицировала ее, приняв Федеральный закон № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г.
Спустя некоторое время закрепление политических прав человека, право неприкосновенности личной жизни было подтверждено Международным пактом о гражданских и политических правах10.
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года в Нью-Йорке. СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
Эти международные правовые акты заложили основу создания национальных правовых систем. В Российской Федерации на ряду с международными правовыми актами сохранность персональных данных обеспечивается отечественными нормативными актами.
Во-первых это Конституция РФ11. В ее положениях признается не только само право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст.23), но и обеспечивающие это право дополнительные гарантии. В соответствии со ст. 2 Конституции «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, Российская Федерация не только устанавливает право, но и обязуется защищать его; ставит интересы человека и гражданина на ступень выше, чем интересы государства, общества, либо общественных или коммерческих организаций. Ч.1 ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. И, наконец, согласно ст. 46 каждому гарантируется судебная защита его прав, в том числе в межгосударственных органах.
Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, ее прямое действие применяется на территории всей страны, любые законы, применяемые в стране не должны противоречить Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются основной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора12.
8 июля 2006 года Государственной думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну13. Данный закон дает определение понятию «персональные данные», а так же другим основным понятиям, используемым в Федеральном законе. Также, в законе рассматривается его сфера действия, принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, обязанности оператора14, контроль и надзор за обработкой персональных данных, ответственность за нарушение требований за нарушение настоящего Федерального закона.
Вывод: наличие нескольких точек зрения поп поводу классификации информации подтверждает то, что в научно-исследовательской литературе нет единого мнения по вопросам о персональных данных. Они изучаются все глубже и тщательней, что обеспечивает более полные знания об информации ограниченного доступа, а принятие множества законодательных актов, направленных на защиту различных видов тайн, обеспечивают более качественную защиту персональных данных. Но все же создание правовой базы защиты различных видов информации, и персональных данных в частности, находится на стадии становления. Несмотря на то, что число нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты различных видов информации, насчитывает большое количество. Нельзя сказать, что правовое обеспечение защиты персональных данных удовлетворяет потребностям современного общества.
1.2 Законодательная база
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года в Нью-Йорке. СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.
Эти международные правовые акты заложили основу создания национальных правовых систем. В Российской Федерации сохранность персональных данных обеспечивается отечественными нормативными актами.
Во-первых это Конституция Российской Федерации. В ее положениях признается не только право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст.23), но и дополнительные гарантии, обеспечивающие это право. В соответствии со ст. 2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Таким образом, Российская Федерация устанавливает право, и обязуется защищать его; ставит интересы человека и гражданина на ступень выше, чем интересы государства и общества. Ч.1 ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. И, наконец, согласно ст. 46 каждому гарантируется судебная защита его прав, в том числе в межгосударственных органах.
Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, ее действие применяется на территории всей страны, любые законы, применяемые в стране не должны противоречить Конституции РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются основной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
8 июля 2006 года Государственной думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ «О персональных данных». Целью данного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, и защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В законе рассматривается его сфера действия, принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, контроль и надзор за обработкой персональных данных, ответственность за нарушение требований за нарушение настоящего Федерального закона.[4]
Следуя статье 3 Федерального закона Российской Федерации, персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу. Это такая информация как: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение,образование, профессия, доходы, и т.д.
20.02.1995 г. был утвержден Федеральный закон N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в котором в ч. 1 ст. 11 было сказано, что персональные данные являются конфиденциальной информацией, а ч. 3 этой же статьи предупреждает о наступлении ответственности юридических и физических лиц за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Далее в законе было дано понятие «персональные данные», оно определяется как «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность». В настоящее время данный закон не действует, его заменил Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. N149-ФЗ.[5]
В ст.2 нового закона об информации рассмотрены основные понятия, используемые в данном законе, а в ст. 3 говориться о правовом регулировании отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защите информации. В этой статье говориться о том, что ограничения доступа к информации может устанавливаться только федеральным законом. Конкретного понятия персональных данный в этом законе нет, очевидно, потому что был утвержден Федеральный закон «О персональных данных».
В статье 5, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», сказано: «информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)».
Общедоступная информация – это та информация, которую нельзя скрывать от общества. Примером может служить информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так же в эту категорию можно отнести нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.
Информацией ограниченного доступа является информация представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).
ФЗ РФ “Об оперативно - розыскной деятельности” от 12 августа 1995 № 144-ФЗ предусмотрены ограничения конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи на основании судебного решения. И только при наличии информации о подготовке или совершении противоправного деяния либо о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Данный нормативный акт устанавливает перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность. Он разрешает иметь оперативно - технические силы и средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи; снятия информации с технических каналов связи только лишь органам ФСБ и МВД, которые могут предоставлять эти силы и средства на основе специальных соглашений или межведомственных нормативных актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.
Сфера отношений, касающаяся персональных данных работника регулируется гл.14 Трудового кодекса Российской Федерации. Где установлено понятие персональных данных работника, установлен порядок работы с ними и закрепляется ответственность работодателя за нарушение соответствующих норм. В Трудовом кодексе говориться, что персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.[3]
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 5.12.2001 г. также затрагивается сфера персональных данных. В ст. 13 говорится о тайне переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В этой статье сказано, что наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка, могут производиться только на основании судебного решения.
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К видам конфиденциальной информации можно отнести следующее:
Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
Тайна следствия и судопроизводства - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);
Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
Сведения о сущности изобретения - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Вывод: в Российском законодательстве на данный период времени есть достаточное количество законов и правил по защите персональных данных, которые мы, граждане РФ обязаны соблюдать.
1.3 Нормативно-методическое обеспечение правовой защиты персональных данных в РФ
В настоящее время в области безопасности персональных данных действуют следующие нормативно-методические документы:
1. Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. №160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных".
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".[5]
3. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №99-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и федерального закона "О персональных данных".
4. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера5. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела".
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".[16]
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 cентября 2008 г. №687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации".
8. Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации», утвержденные руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008 № 149/54-144.
9. Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденные руководством 8 Центра ФСБ России 21.02.2008 № 149/6/6-622 -см. пункт 8.
10. Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
11. Приказ "Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных" от 05.09.2013 года N 996.
12. "Методические рекомендации по применению приказа Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. N 996 "Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных”.
13. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. №512 "Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 211 "Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных".
16. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. N 312 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства российской федерации в области персональных данных».
17. Приказ Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. №706 "Об утверждении Рекомендаций по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных".
18. Приказ Роскомнадзора от 14 марта 2014 г. № 37 «О внесении изменений в Рекомендации по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 19 августа 2011 г. № 706».
19. Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
20. Методический документ ФСТЭК России от 11 февраля 2014 "Меры защиты информации в государственных информационных системах".
Вывод: Документов по защите персональных данных не так уж и много, чтобы не уметь ими пользоваться или вовсе их не соблюдать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Всеобщая декларация прав человека - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Трудовой кодекс РФ - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
Лютов Н.Л. Защита персональных данных: международные стандарты и внутреннее российское законодательство – М.: «Трудовое право», № 8, 2010 г.
Шалыгина Л.С. Нормативно-правовое регулирование работы с информационными системами и персональными данными. - М.: «Медицинское право», № 2, 2010 г.
Шалыгина Л.С. Нормативно-правовое регулирование работы с информационными системами и персональными данными. - М.: «Медицинское право», № 2, 2010 г.
Лютов Н.Л. Защита персональных данных: международные стандарты и внутреннее российское законодательство – М.: «Трудовое право», № 8, 2010 г.
Лютов Н.Л. Защита персональных данных: международные стандарты и внутреннее российское законодательство – М.: «Трудовое право», № 8, 2010 г.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//СПС Консультант плюс, 2009 г.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//СПС Консультант плюс, 2009 г. ст.15
Федеральный закон № 152-ФЗ о «персональных данных» //СПС Консультант плюс, 2009г. гл.1 ст.2
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
Кармановский Н.С., Михайличенко О.В., Савков С.В. «Организационно-правовое и методическое обеспечение информационной безопасности», 2013.
Andreeva S., Velikanova S., Kozhushkova N., Samarokova I., Arakcheeva Z., Chernykh O.Therisk-basedthinkinginmanagingdocumentsasassets // InternationalJournalofEconomicPerspectives. 2017. Т. 11. № 2. С. 33.
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Кодификация норм оформления перечней в деловом тексте // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 110-117.
Анохина С.А., Кожушкова Н.В.Производственная практика по документоведению: методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 032001.65 (350800) «Документоведение и документационное обеспечение управления» / Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 35 с.
Великанова С.С., Аракчеева З.В., Кожушкова Н.В.Документационное обеспечение процесса обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 207.
Великанова С.С., Самарокова И.В., Кожушкова Н.В., Аракчеева З.В.Кадровое делопроизводство: учебное пособие / Москва, 2017.
Кожушкова Н.В. Структура документа.Системы документации.Унифицированная система организационно-распорядительной документации: общие требования к составлению и оформлению. Электронное издание /. Магнитогорск, 2016.
Кожушкова Н.В., Коробков Ю.Д. Комплексный анализ организационно-распорядительного документа: формирование профессиональных компетенций документоведа// Документ.Архив. Современность: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию подготовки документоведов в Уральском федеральном университете. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. 2012. С. 382-386.