ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Ушакова К.Н. 1, Дагбаева С.Б. 2
1ФГБОУ ВО ЗабГУ, г. Чита
2ФГБОУ ВО ЗабГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в обществе прослеживается отказ от устоявшихся мировоззренческих и культурных ценностей. Молодежь современной России принимает и отвергает ценности, которые господствовали в обществе длительное время [5, с. 3]. Известно, что в основе формирования ценностного отношения к чему-либо лежит определение ценностных ориентаций личности. Личность на протяжении всей своей жизни выстраивает для себя «иерархию ценностей», которые являются для него самыми важными [7, с. 323].

Немаловажную роль в жизни человека играет становление и сохранение здоровья, ведение здорового образа жизни. Как показывают исследования последних лет, на долю человека выпало много нагрузки на организм, нервную систему, психику. В основном это связано с информационным бумом, сменой ритма жизни и другими патогенными особенностями современной жизни [1, с.16].

Вклад в изучение ценностных ориентаций внесли многие отечественные ученые Н. Г. Кузьмина, И. С. Кон, А. Г. Здравомыслов, М. С. Яницкий, А. В. Мудрик, Д. А. Леонтьев и др.Изучением ценностных ориентаций занимались зарубежные учёныеТ. Гоббс, С. А. Рубинштейн, М. Вебер, Э. Ч. Толмен, А. Маслоу.

Впервые вопрос о субъективности, относительности ценностей, ставит английский философ-материалист Томас Гоббс. Он писал, «...то, что один человек называет мудростью, другой называет страхом; один называет жестокостью, а другой - справедливостью ... и т. п.» [8, с. 6].

Американский психолог М. Рокич рассматривает ценности «…как устойчивые убеждения о предпочтительных способах поведения или конечных целях. Ценности и установки являются психологическими детерминантами, которые регулируют социальное поведение людей, но эти два понятия не следует отождествлять» [4, c. 6].

Ценностные ориентации, по мнению,А. Г. Здравомыслова, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядова определяются через понятия отношения, отражения, установки.

Ценностные ориентации представляют собой высший уровеньнаправленности личности, в котором наиболее полно воплощаются ее представления о смысле жизни [3, с. 54].

Если обратится к исследованиям, изучающих ценности «здоровья», «здорового образа жизни», можно сказать, что в настоящее время для большинства студентов здоровье является ценностью, но отсутствует достаточная мотивация к формированию и ведению здорового образа жизни [2, с. 10].

«...здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие» [6, с. 38].

«Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Система ценностных ориентаций личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных ориентаций» [6, с. 39].

Ученые В. П. Буйлов, О. А. Науменко, С. К. Сергеев и др. исследовали влияние различных факторов на формирование здорового образа жизни студентов. В сфере педагогики обсуждаются пути и условия формирования здорового образа жизни учащейся молодежи (Р. И. Айзман, Э. Г. Вайнер и др.) [2, с. 9].

Здоровье для будущего поколения, а также для будущих специалистов занимает важную роль в гармоничном развитии, в успешности овладения студентом профессии, эффективности профессиональной деятельности.

Нами было проведено исследование ценностных ориентаций студентов. Всего количество респондентов 200 человек. Возраст испытуемых от 17 до 26 лет. Исследовательскую деятельность мы проводили в Читинской государственной медицинской академии и Забайкальском государственном университете г.Чита. В рамках нашего исследования применялась методика Р. Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания (модификация М. С. Яницкого). Респондентам предлагалось из 9 предложенных позиций выбрать наиболее важную ценность для себя (от 1 до 3 вариантов).

1. Отсутствие нужды, материальный достаток.

2. Семейное благополучие.

3. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

4. Сохранение сил и здоровья.

5. Хорошая, престижная работа

6. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.

7. Сохранение порядка и стабильности в обществе.

8. Уважение окружающих, общественное признание.

9. Строительство более гуманного и терпимого общества.

Далее предъявленные ценности были распределены на три типа индикатора. 1. Тип индикатора ориентации на ценности адаптации, включающий в себя пункты 1 - материальный достаток, 4 - здоровье, 7 - ориентация на порядок. 2. Тип индикатора на ценности социализации (пункты 2,5,8: семья, карьера, общественное признание). 3 Тип индикатора на ценности индивидуализации. В данном типепреобладают следующие пункты 3 - самореализация, 6 - свобода, 9 - терпимость). Полученные результаты представлены в таблице 1 (см. табл. 1).

Табл. 1

Результаты исследования ценностей по методике Р. Инглхарта (в %)

Ценностный тип

Результаты

 

Адаптирующийся

73,7 %

 

Социализирующийся

78,7 %

 

Индивидуализирующийся

43,3 %

Анализ полученных данных по методике Р. Инглхарта показал, что большая часть опрошенных студентов ориентируются на ценности социализации. Для 78,7 % испытуемых важное место занимают: ценности «Семейное благополучие» (151 человек), «Хорошая, престижная работа» (67 человек), «Уважение окружающих, общественное признание» (18 человек).73,7 % выбрали для себя материальный достаток (94 человека), сохранение сил и здоровья (110 человек), стабильность в обществе (17 человек) и были отнесены к адаптирующимся ценностям. Всего 43,3 % ориентированы на ценности индивидуализации (возможность интеллектуальной и творческой самореализации - 94 человека, возможность пользоваться демократическими правами и свободами - 9 человека, терпимость - 27 человек).

По результат исследования, можно сказать, что ценности семейное благополучие, материальный достаток, сохранение сил и здоровья, самореализации занимают важную позицию в иерархии ценностей. Такие ценности, как уважение окружающих, стабильность в обществе, права и свобода выступают наименее значимымидля студенческой молодежи.

Подведя итог, можно сказать, что здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студентов, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Проведенное исследование показало, что ценность «Сохранение сил и здоровья» для студентов выступает как личностно значимая. Известно, что в структуру ценностных ориентаций личности входят конкретные ценности, по ним можно определить, какими именно целями руководствуется человек в деятельности. Согласно нашему исследованию студенческая молодежь ориентируется следующими ценностями: семейное благополучие, материальный достаток, сохранение сил и здоровья, интеллектуальная и творческая самореализация. Можно сказать, ценностные ориентации студентов направлены на укрепление, сохранение здоровья, но не всегда поведение человека соответствует принципам здорового образа жизни.

Список литературы

1. Амосова Ю. Е. Формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки. Вестник ЧГПУ 9, 2009. С. 16-28.

2. Витун Е. В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурных вузов на основе ценностных ориентаций: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Витун Елена Владимировна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. Магнитогорск, 2007. 24 с.

3. Власова И. Р. Характеристика подходов к ценностным ориентациям. Академическая публицистика, 2018, № 9. С. 54-57.

4. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. Казань: 2014. С. 5-20

5. Кочетов Е. В. Социализация и самоидентификация российской молодежи: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / Кочетков Евгений Викторович; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т). Новочеркасск, 2005. 23 с.

6. Мухина С. А., Зимина И. С. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов // Вестник Марийского государственного университета, 2014, №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-v-sisteme-tsennostnyh-orientatsiy-studentov (дата обращения: 13.01.2019).

7. Степаненкова Л. М. Исследование ценностных ориентации и отношения к здоровью студентов педагогического вуза. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2010. С. 323-326.

8. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Просмотров работы: 46