Мы живем в эпоху информационной революции. Со всех сторон нас атакуют всевозможные источники информации – они вторгаются в нашу жизнь, они требуют нашего внимания и ждут нашей ответной реакции – не забыть написать, не забыть позвонить, не забыть запомнить. Разумеется, от таких нагрузок наш мозг «перегревается», а внимание рассеивается. Как следствие, стрессы из-за плохой не успеваемости в школе, проблемы с домашними заданиями, трудности в усвоении нового, запоминании информации и сложности в концентрации внимания.
Исходя из этого, одной из самых актуальных задач обучения в современных условиях является подготовка человека к жизни в глобальном информационном обществе будущего, что предполагает обучение его навыкам работы с информацией, повышение интеллектуального уровня, улучшение психосоциального здоровья, развитие умения ориентироваться в огромном потоке информации, а также умение принимать обоснованные решения.
Таким образом, исследование способов, направленных на повышение скорости восприятия и качества работы с информацией могут способствовать развитию когнитивных способностей, повлиять на психосоциальное здоровье человека относительно планов самореализации человека. Как следствие должно разрешить проблему несоответствия между постоянно увеличивающимся объемом информации, необходимой для успешной интеграции человека в современном мире, начиная со школьной скамьи и осуществления профессиональной деятельности современного специалиста.
Отсюда первичной задачей видится анализ понятийного аппарата в контексте предмета исследования. Этимология понятия «информация» от латинского - informatio, что означает разъяснение, высказывания, осведомленность. В словарях и справочной литературе информация объясняется как отражение реального (материального, предметного) мира, которое выражается в виде сигналов, знаков. Информация –это любая совокупность сигналов, сведений (данных), которые какая-либо система воспринимает из окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду ( исходная информация ) или сохраняется внутри определенной системы (внутренняя информация).
Вместе с тем, информация существует в виде знаковых, звуковых и световых сигналов, документов, рисунков, текстов, энергетических и нервных импульсов и т.п. Под информацией понимают сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальными устройствами и повышают их уровень информированности.
Информация передается с помощью сообщений. Сообщение бывают устными, письменными, в виде рисунков, жестов, специальных знаков или организованными каким-то другим образом. Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией.
Исходя из этого, следует два наиболее общих свойства понятия информации. Первое - информация не может существовать вне взаимодействия объектов, второе - информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.
Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми служат языки. Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называютинформационной деятельностью.
Остановимся на наиболее близких к предмету нашего исследования подходов к рассмотрению взаимосвязи интеллекта и информационных составляющих, обуславливающих работу интеллекта.
Сторонники информационного подхода (X. Айзенк; Э. Хант; Р. Стернберг и др.) сводят критерии интеллектуального развития к скоростным характеристикам процесса переработки информации, обусловленными нейрофизиологическими факторами.
Сибирские ученые Братко А. А., Кочергин А. Н. интеллект рассматривается как организатора информации, поступающей из внешнего мира, также они подчеркивают не только функцию организации и отражения информации интеллектом, но и функцию порождения информации.
Для нашего исследования близка позиция М. А. Холодной, которая исследует не только как интеллект проявляется, но и результатом работы чего он выступает. М.А. Холодная утверждает, что носителем проявляемых интеллектом свойств является индивидуальный ментальный (умственный) опыт. Отсюда интеллект по своему онтологическому статусу рассматривается как особая форма организации индивидуального ментального опыта. Под ментальным опытом понимается система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обуславливающих особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.
Также М.А. Холодная выделяет уровни организации интеллекта, которые определяются степенью сформированности и мерой интеграции в структуре ментального опыта трех уровней, каждый из которых имеет свое назначение: когнитивный опыт, метакогнитивный опыт, интенциональный опыт.
Таким образом, в своей теории интеллекта М. А. Холодная учитывает четыре аспекта его информационной работы (с учетом четырех горизонтальных уровней представленной модели): как человек перерабатывает поступающую информацию (I уровень), может ли он контролировать работу своего интеллекта (II уровень), почему именно так и именно об этом он думает (III уровень), как он использует свой интеллект (IV уровень).
Следуя данной позиции, можно сказать, что особенности организации названных уровней опыта определяют свойства индивидуального интеллекта, то есть конкретные проявления интеллектуальной деятельности в виде тех или иных интеллектуальных способностей, характеризующих продуктивность и индивидуальное своеобразие интеллектуальной деятельности субъекта. В зависимости от особенностей состава и строения этих форм опыта можно, по мнению психолога, наблюдать и измерять конвергентные способности (решение нормативных задач в регламентированных ситуациях), дивергентные способности (порождение новых идей на основе нестандартных способов деятельности), обучаемость (способность к усвоению новых знаний и навыков) и познавательные стили (способность к индивидуально-специфическим формам познавательного отражения).
Следуя позициям Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Б. Ф. Ломова, можно выделить три основных уровня отражения: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный, - в соответствии с которыми отмечаются механизмы, обеспечивающие успешную работу интеллекта.
В контексте нашего исследования, интересным является исследования Л. Б. Ительсона, отражением речи можно считать сенсомоторный интеллект. Его успешное функционирование и развитие определяется рядом элементов сенсорного опыта: а) воспринимать и перерабатывать информацию из окружающего мира различной модальности; б) выстраивать перцептивный образ, модели структурных свойств предметов; в) владеть такими формами восприятия и первичной переработки информации, как: обнаружение, узнавание (опознание), различение (распознавание), отображение, осмысливание, и перцептивными действиями: рассмотрения объекта, обследования его контуров, фиксации наиболее информативных и значимых участков и др. г) использовать предметные практические исследовательские действия при решении возникших проблем.
В своих работах Л.Б.Ительсон актуализирует способы образной переработки информации, которые он рассматривает как структуру образного интеллекта. Эффективность функционирования и развития образного интеллекта, образного уровня переработки информации обуславливается наличием элементов опыта: перекодировать информацию, т.е. осуществлять образный перевод с одного языка на другой, в том числе и символический.
Последние исследования в области нейрофизиологии, в частности исследования H.H. Данилова доказали, что в процессе любого обучения, получения новой информации через органы чувств, образуются новые нервные клетки коры головного мозга, формируются новые межуровневые нейронные связи и это происходит независимо от биологического возраста. Информация при социальном общении развивает те отделы мозга, которые отвечают за интеллектуальную деятельность.
Исходя из вышесказанного, исследование интеллекта важно рассматривать с точки зрения не его проявления, как чаще всего считается в практике, а самого интеллекта, т.е. ментального опыта. Суть проблемы интеллектуального развития в рамках данного подхода определяется созданием условий, содействующих интеллектуальному росту за счет обогащения его ментального опыта.
Таким образом, развитие навыков работы с большим объемом информации, с первого предъявления необходимы для того, чтобы научиться воспринимать полученную информацию, переводить ее в первую сигнальную систему по всем каналам восприятия и этим создавать целостную картину образа и одновременно оценивать эту информацию со своего личного опыта на уровне скорости внутренней речи.
Приведенная теоретическая база явилась основой для разработки курса «Техника работы с большим объемом информации». Цель данного курса: развитие метапредметных навыков работы с большим объемом информации, увеличение объема памяти и скорости выполнения заданий. Программа включает практические занятия, всего - 34 ч. Разделов всего - 4. Первый раздел: постановка цели; второй раздел: осмысление и запоминание информации; третий раздел: принципы и алгоритм работы с текстом; четвертый раздел: работа с текстом, хранение и использование.
Практика реализации данной программы позволила определить некоторые рекомендации. Задания включают способы и приемы ускорения восприятия информации для повышения скорости работы с ней, увеличения объема усваиваемого учебного материала за один и тот же период обучения. Для достижения положительного результата занятия проводятся с большой интенсивностью с плотным графиком и достаточно продолжительное время - не менее 10-15 дней подряд с целью сформировать устойчивые навыки (алгоритмы) мыслительной деятельности. Одно занятие с преподавателем продолжается не менее 1 часа. Соотношение самостоятельной работы к аудиторным занятиям должно составлять 3:1. На занятии преподаватель разъя теорию тсняетренировки, показывает и разучивает вместе с обучаемыми упражнения, а обучаемые самостоятельно выполняют упражнения в необходимом объеме с заданной интенсивностью. Периодически преподаватель проверяет правильность выполнения упражнений и некоторые наиболее важные из них, выполняются в группе совместно.
При обучении способам освоения учебной информации желательно создавать разнородные по возрасту и уровню образованности на группы по 5-10 человек. Это обеспечивает достаточный контроль со стороны преподавателя за каждым обучаемым, в то же время предоставляется возможность каждому высказать свое мнение, не затрачивая много времени на обзор рассуждений всей группы. Меньшее количество обучаемых приводит к скудности обмена мнениями и не позволяет разносторонне, с нескольких позиций обсудить информацию.
Развитие способности к ускоренному освоению учебной информации возможно с любого возраста при условии полной сформированности формы мышления - умозаключения. При обучении скоростному восприятию информации необходимо учитывать и влиять на общий настрой и готовность обучающихся к темповой и высокоорганизованной работе, пассивность не позволит достичь желаемых результатов, поэтому эмоциональная активность преподавателя, его искусство, быстрота в речи и движениях в этом случае играют большую роль. Обучение методам скорочтения, чтения без регрессий возможно и обязательно только при условии сформированности у обучаемого качественного и быстрого чтения вслух со скоростью не ниже 120 слов (720 знаков) в минуту. В противном случае этот способ, во-первых, не даст желаемого результата, а, во- вторых, затормозит у обучаемого развитие моторики речи, особенно если он школьник. Положительно влияет на качество обучения разъяснение психологических основ выполняемых упражнений, а также некоторых аспектов психологических свойств личности.
Данные способы информационной работы универсальны при обучении различных категорий обучающихся в средней школе, на различных курсах для взрослых и специалистов, где необходима работа с большим объемом информации. Универсальность заключается в том, что общие формы и содержание мышления одинаковы с точки зрения философской науки, а уровень мыслительных процессов зависит от личного опыта и содержания обучения. Повышение скорости восприятия информации вместе с ее семантическим разбором способствует ускорению изменения функциональной структуры мышления за счет увеличения потока осваиваемой информации.
При таком обучении решается важная задача сохранения психического здоровья обучающихся, страдающих от систематических учебных перегрузок и часто неразрешенных жизненных ситуаций, стрессов, возникающих вследствие систематического недостатка времени.
Список литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания – СПб.: Питер, 2001. - 272с. — (Серия «Мастера психологии).
Братко А. А. Информация и психика./ Братко А. А. Кочергин А.Н; - Новосибирск: Наука, 1977. – С.129-172.
Данилов H.H. Психофизиология: Учебник для ВУЗов./ Данилова H.H.; -М.: Аспект Пресс, 2000. – С.255-294
Ительсон JI. Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие./ Ительсон Л. Б.; -М.: ACT, 2000. – С. 161-186
Нагоров П.С. О влиянии информационного тренинга на развитие интеллекта и других пихофизических качеств / Нагоров П.С.; Научный вестник ВНИИФК. -2005. -№ 3. - 90-98 с.
Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп./ Холодная М. А.; -СПб.: Питер, 2002. – С.75-143