ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Власова Л.Е. 1, Колупаева Е.С. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы активно развивается процесс «поддержки», «сопровождения», который очень часто применяется в сфере семейных отношений.

Многие педагоги и психологи занимались этим вопросом, основывая свою теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Но «поддержку» как особую сферу целенаправленной педагогической деятельности выделил О.С. Газман и его сотрудники (лаборатория проектирования воспитательных систем или РАО). Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании».

Под поддержкой понимают систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, помощь в преодолении сложностей в учебной, познавательной и коммуникативной деятельности.

Таким образом, психолого - педагогическая поддержка ребенка - это система мер, направленных на защиту его прав, на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.

Рассмотрев понятие «сопровождение» было выяснено, что идея сопровождения стала формироваться в педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития педагогики категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской, Е.А.Козыревой, С.Г.Косарецким, Е.И.Роговым и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Сопровождение направленно на реализацию потенциальных возможностей личности, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, на поддержание оптимальных значимых качеств личности и коррекцию недостатков развития; на предоставление субъекту воспитательной деятельности права самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность. Более того, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, способствует решению задач развития, обучения, социализации, формирует активную позицию ребенка.

Сопровождение подростка из многодетной семьи можно рассматривать как часть воспитательного процесса, направленного на преобразование его отношений с членами семьи посредством преодоления противоречий между родителями, старшими и младшими детьми через:

- создание ситуации эмоционального сопереживания в системе «мать - подросток», обеспечивающей, с одной стороны, проникновение матери во внутренний мир ребенка и осознание глубины его переживаний. С другой стороны, изменяются отношения самого подростка к сложившейся ситуации, что позволяет значительно снизить или снять травмирующее воздействие переживаний, осложняющих процесс его социализации;

- организацию совместной деятельности членов многодетной семьи, способствующую развитию конструктивных навыков общения, улучшения психологического климата семьи;

- информирование родителей о протекании подросткового возраста в условиях многодетной семьи.

Так, специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается в многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье, а также в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.

В процессе социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи социальным педагогом реализуется диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, компенсаторная и корректирующая функции.

Так, диагностическая функция заключается в установлении личностной проблемы подростка, изучении среды его социализации. А прогностическая функция предполагает постановку первичного прогноза поведения подростка в напряжённых ситуациях взаимодействия.

Предупредительно-профилактическая функция предполагает помощь подростку и значимому для него окружению в прогнозировании возможных напряжённых ситуаций взаимодействия и моделировании оптимальных путей их разрешения с опорой на те положительные личностные характерологические образования и опыт решения проблемных ситуаций, которые есть у подростков.

Компенсаторная функция проявляется в формировании у подростков стремления реализовать нарушенную потребность самоодобрение, принятие себя, уверенность в себе усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов.

Корректирующая функция заключается в корректировке негативных характеристик воспитательного потенциала многодетной семьи, создания условий для удовлетворения базовых потребностей подростка.

Таким образом, посредническая деятельность социального педагога в рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, направленна на включение матери и подростка в совместную творческую деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимание подростком и родителями друг друга способствует успешному осуществлению процесса сопровождения подростка. Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности матери и подростка для решения возникающих проблем. Осуществление технологии социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации установки на воспитание и образование подростков, улучшает психологический климат в семьях и повышает характеристики воспитательного потенциала их семей.

Многодетная семья может реализовать свой воспитательный потенциал наиболее эффективно при осуществлении социально-педагогической поддержки и сопровождения, направленных на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее собственной субъектной позиции в обществе.

Список литературы

1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века// Новые ценности образования. Выпуск 6. -М.: Инноватор, 1996. - С. 12-15.

2. Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. - СПб, 2005. - 198с.

3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // http:// www. Lipsky. ru/ statii/ soprov.htm

4. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. - 128 с.

Просмотров работы: 57