Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления.
Государственный бюджет в материальном понимании представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, и он находится в распоряжении местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета не является постоянным и объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, также меняются и виды поступлений в него, направления расходов. Сущность государственного бюджета остается неизменной. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием. Государственный бюджет имеет и законодательный нюанс, и рассматривается он как финансовый план государства.
Государственный бюджет – это основной финансовый план преобразования, перераспределения и использования денежного фонда страны или административно-территориального образования. Существуют 3 уровня бюджетной системы:
федеральный
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Бюджетная система Российской федерации в себя включает: Федеральный бюджет Российской Федерации, 21 республиканский бюджет республик в составе государства, 55 краевых и областных бюджетов, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов; 29 тысяч местных бюджетов.
Бюджет построен по определенным принципам:
принцип единства, т. е в государстве должна быть единая бюджетная система.
принцип полноты, т. е это означает, что учитываются все поступления и все затраты.
принцип реальности. Это означает, что должно быть правдивое отражение всех расходов и доходов.
принцип гласности. Необходимо обязательно информировать население о расходах и доходах государства.
Создание и последующее использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд особенностей:
Распланирование и использование государственного бюджета имеет «балансовый» характер, то есть грамотное распределение доходов и расходов страны.
Государственный бюджет планируется и используется с инициативой местных органов власти.
Благодаря государственному бюджету возможно перераспределение дохода между субъектами Российской Федерации.
Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики.
Следующие направления деятельности обеспечиваются государственными средствами:
международная деятельность государства;
государственное и муниципальное управление;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
национальная оборона;
функционирование государственной судебной власти;
проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
обеспечение обороноспособности страны;
развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление социальной политики.
Государство распределяет свой бюджет по субъектам различных форм собственности. В первую очередь роль государственного бюджета состоит в том, чтобы обеспечить финансами деятельность государственных органов и местного самоуправления.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.
Система федеральных налогов Российской Федерации, создает основу доходной части федерального, за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В приложении к Указу Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней.
В местные бюджеты на постоянной основе поступают доли некоторых федеральных и региональных налогов, определенные Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления".
В соответствии со ст.7 этого Закона к собственным доходам местных бюджетов относятся:
часть подоходного налога с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц) в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
часть НДС по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;
часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.