МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОНКУРСОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чинякова Н.И. 1, Бушаева О.Г. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конкурс сегодня относится к числу весьма востребованных форм организации современного музыкального образования. В области исполнительства его ведущая цель формулируется не только как выявление из соревнующихся наиболее удачно проявивших себя в музицировании и ранжирование результатов их действий, но и определение из способных обучающихся достойных участвовать в предварительных прослушиваниях и самом конкурсном отборе, за счет чего повышать качественный уровень исполнительского мастерства, а также планировать пути дальнейшего развития талантов конкурсантов и в целом учащихся, включая и не состязавшихся исполнителей. Данная установка обеспечивается требованиями и условиями реализации деятельности участников конкурса; его правилами, традициями и инновациями проведения; предлагаемыми средствами мотивации к участию в конкурсе учащихся и педагогов и т. д. В этом контексте для области образования особую значимость приобретает пролонгированность развертывания целостного процесса подготовки к конкурсу, его реализации и постконкурсного периода, где центральный этап играет определяющую роль «в отношении содержания и организации его подготовительного и заключительного периодов» [5, с. 178]. Сказанное является отражением структурного построения конкурса как вида учебного концерта, именуемого учебный концерт-конкурс.

Подготовка музыканта-исполнителя всегда отличается вариативностью используемых методов и организационных форм обучения. Это связано с тем, что каждый ученик не только индивидуален, но и должен освоить и социализировать неоднозначное, зонное по трактовке и ее воплощению явление – музыкальное произведение (или несколько произведений). Поэтому, даже если разучиваемый опус избран педагогом максимально в соответствии с требованиями развития конкретного ученика, поиск и эксперимент в деятельности педагога всегда присутствует, в том числе и в отношении используемых структурных единиц музыкально-образовательного процесса. Из всего множества существующих организационных форм обучения конкурс имеет свои особенности, знание которых позволяет педагогу оптимально применять его в своей профессиональной практике. К таковой специфике относится следующее.

Конкурс предполагает публичное исполнение музыкальных произведений, что является обязательным требованием осваиваемых умений, обеспечивающих выполнение музыкальным искусством своей главной функции – социализацию опусов. Способность петь или играть на музыкальном инструменте перед публикой формируется постепенно и обычно довольно продолжительно. Начинающий музыкант должен научиться не только воспроизводить определенную интерпретацию музыкального сочинения перед слушателями, но и уметь общаться с ними посредством трансляции «звучащей музыкальной мысли», воспринимать и понимать реакцию публики на озвучиваемое, отвечать на нее. Поэтому достижение необходимого исполнительского мастерства в озвучивании произведений должно дополняться развитием у начинающего музыканта данных умений их социализации, которые со временем перерастают в навыки сценических действий, имеющих свои специфические особенности выполнения. Учитывая актуальность соответствия представленным требованиям конкурсантов и активизацию удовлетворения таковых посредством стремления участников «достичь наивысших результатов в реализации своих способностей, через их развитие и демонстрацию» в условиях конкурсов, их использование для музыкально-исполнительского совершенствования обучающихся целесообразно и перспективно [4].

В данном процессе наиболее часто встречающейся проблемой является боязнь сцены обучающимися, страх демонстрации деятельности перед неким собранием людей (слушателями), в связи с возможностью негативной оценки совершаемых действий воспринимающей стороной. Для преодоления такого рода затруднений необходимо взять за основу выводы психолого-педагогической науки и практики, указывающие, что дошкольный возраст – это особенно значимый этап для дальнейшего активного развития личности (В. Л. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д. И. Фельдштейн и др.), ее творческого потенциала (Т. И. Бабаева, Л. А. Венгер, О. В. Дыбина, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, А. Я. Пономарев, Л. Н. Прохорова и др.), в частности, посредством осуществления детьми разных видов музыкальной деятельности (Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Е. А. Дубровская, A. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.). Изложенное делает актуальным начинать формирование у детей умений выполнять музыкальные действия публично и сценически с дошкольного возраста, когда ребенок еще не имеет или легче преодолевает многие психологические барьеры.

К ведущим видам развиваемой музыкальной деятельности дошкольников относится слушание, предполагающее интерпретацию услышанного материала, и исполнительство, создающее базу для импровизации и сочинения музыки. В процессе освоения указанных видов музыкального функционирования у детей расширяется опыт и повышается качество общения с музыкой, которая становится для них средством самовыражения и творчества. Процесс этого обучения облегчает распространенность музыкального искусства в обществе, увеличивающая количество контактов с ним людей, к числу которых относятся и детей. При целенаправленной организации данных коммуникаций потенциально возможен рост качества такого общения ребенка с музыкой. Особенно это актуально в контексте слушания музыки в быту как наиболее востребованном виде музыкальной деятельности в современном социуме. Но данные действия не исчерпывают существующего потенциала в рассматриваемой сфере. Так, в педагогической теории и практике отмечается, что семейная традиция совместного музицирования с детьми способствует расширению знания музыкальных произведений, положительно влияет на развитие их вокальных и инструментальных музыкально-исполнительских способностей, включая и аспекты качественной реализации опусов на публике. Продуктивное достижение указанных перспектив в настоящее время обеспечивает то, что «выявление педагогического ресурса коммуникации, направленного на актуализацию музыкально-культурного потенциала личности, позволяет преодолеть ряд негативных явлений в культуре современного общества» [6, с. 40].

Учитывая доминанту игры в освоении дошкольниками нового и совершенствовании осваиваемого, именно ее элементы должны отличать организацию данного процесса, в том числе и его музыкально-воспитательного аспекта. Стремление детей научиться выполнять действия в музыкальном искусстве, которые активно реализуются в социуме, а далее демонстрировать свои умения и получать признание, одобрительные оценки окружающих, стимулирует их к участию в музыкально-исполнительских мероприятиях. К таковым относятся, в частности, и конкурсы.

В связи со сказанным, конкурс для дошкольников в первую очередь должен носить характер игры, праздника, без акцентуации на ранжировании участников. Это особенно значимо, поскольку в последнее время в воспитании дошкольников наметилась тенденция к вытеснению игровой деятельности, посредством которой происходит «наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка» [2, с. 3]. Указания на допущенные ошибки, не позволившие стать победителем или попасть в число лучших участников, целесообразно излагать как цели для дальнейшей работы, не забывая подчеркивать все положительные стороны выступления. У ребенка в этом случае появляется желание совершенствовать свои умения и не возникает страха повторно публично совершить какую-нибудь ошибку. Такая установка становится стимулом для выступлений с музыкальными номерами, например, на музыкальных занятиях и утренниках в детском саду или дома перед родственниками и гостями, что часто практикуется в семьях.

Следует отметить, что зачастую именно восторженная, одобрительная реакция взрослых людей из близкого окружения детей на показательное выполнение ими действий, включая и музыкальных, воспитывает смелость в их реализации, уменьшает излишнюю застенчивость и нежелание публично демонстрировать свои умения. Однако, ограниченность только положительными мнениями об описанных выступлениях при отсутствии объективной их оценки, корректного высказывания замечаний в индивидуальном общении с ребенком и работы над совершенствованием исполнительских действий приучает юного музыканта к безусловной правильности любых его проявлений в музыке. Это затрудняет участие в конкурсах детей, которые готовы только к роли победителя, отвергающие любую критику, уверенные безошибочности выполнения ими всякого вида деятельности и воспринимающие все ниже первого присужденные места как трагедию или личное оскорбление.

При проведении конкурсов (соревновательных игр, состязаний и т. п.) в рамках музыкальных занятий, воспитательных и праздничных мероприятий в детских садах, представленные требования всегда сохраняются. Их выполнение контролируется музыкальным руководителем и воспитателями, которые также могут выявлять возможные ошибки исполнения произведений детьми и его организации в домашних условиях, что является основанием для соответствующих консультаций родителей. Всем субъектам подготовки к конкурсу необходимо понимать и учитывать, что данная организационная структура, «как форма культурной активности, предоставляет возможность индивиду проявить собственную уникальность, в то же время регулирует его поведение, оценивает его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм» [1, с. 4]. 

Реализация представленной методики создает благоприятные предпосылки для эффективного формирования у детей сценической культуры, умения публичного музицирования, развития музыкальных способностей и личностных качеств. Более того, здесь ребенок получает первоначальный, базовый опыт участия в конкурсах, что позволяет подготовить его к аналогичным состязаниям более высокого уровня (конкурсам районным, городским, республиканским и т. д.), о проведении которых в очной и заочной формах информируют структуры Управления и учреждения образования, а также много сообщений присутствует в Интернете.

Доказательством положительной результативности изложенной методики может служить экспериментальная практика ее применения студентами-заочниками, работающими в учреждениях дошкольного образования. Так, 9 воспитанников старшей группы детского сада «Рябинка» поселка городского типа Тургенево Ардатовского района участвовали в конкурсах «Серебристый голосок» и «Удивительный оркестр», на которых завоевали призовые места. Данный опыт также подтверждает, что в рамках конкурсов активно осуществляется актуальное сегодня «развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания» [3, с. 351].

Необходимо подчеркнуть, что в результате проведения конкурсов в детских садах появляется возможность активизировать музыкальное развитие воспитанников, расширить их музыкальный кругозор, формировать умения восприятия музыки, сценической ее социализации и публичного общения с ней, а также научиться самостоятельно и с помощью музыкальных руководителей оценивать выступления сверстников и использовать полученные выводы в своей исполнительской практике, освоить правила поведения на концертах-конкурсах и применять приобретенный опыт в последствии. Учитывая положительный потенциал участия дошкольников в музыкально-исполнительских конкурсах, их применение в музыкально-воспитательной работе с детьми результативно и способно повысить эффективность данного процесса, в том числе и через налаживание связей с музыкальной средой ребят, а также усиление реализации ее образовательной и воспитательной составляющих.

Список литературы

Афанасьева, И. В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культур: автореф. дисс. ... канд. культуролог.: 24.00.01 / Афанасьева, Ирина Владимировна. – Кемерово, 2011. – 24 с.

Гударёва, О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Гударёва, Ольга Владимировна. – М., 2005. – 26 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

Чинякова, Н. И. Музыкально-исполнительские конкурсы школьников в современных условиях / Н. И. Чинякова, Ю. М. Галстян // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. – URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17702 (дата обращения: 14.01.2019).

Чинякова, Н. И. Системный подход к классификации учебного концерта / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – №7. – С. 177-180.

Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher’s Integrative Ability for Musical Communication // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 8. Р. 37-43.

Просмотров работы: 68