За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций – до 20%, НДС – до 18 %, налога на доходы физических лиц – до 13 %.).
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2006 года в налоговой системе Российской Федерации действует 13 налогов и сборов (в том числе 8 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.
Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.
Однако, российской налоговой системе присущи следующие недостатки:
1. Налоговая система России носит преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т. к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
3. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т. е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т. н. «черный налог»), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%. Между тем налоговая система должна способствовать приближению соотношения легального и теневого сектора экономики к западным стандартам. А в развитых странах теневой оборот составляет не более 15 процентов.
4. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
5. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
6. Также ключевой проблемой для российской экономики является падение конкурентоспособности большинства отечественных предприятий. В настоящее время огромное количество средних и крупных компаний уже экспортирует свою продукцию и занимается привлечением инвестиций. Это дает предпринимателям возможность сравнить налоговую нагрузку в нашей стране и за рубежом, — и, как правило, сравнение оказывается не в пользу России. Усугубляет ситуацию укрепление рубля и крайне вялотекущие налоговые преобразования, которые согласованы Минфином.
7. Еще одним негативным фактором экономики является развитие сверхкрупного бизнеса в стране. На 500 крупнейших компаний приходится все больше и больше экспорта и валового внутреннего продукта. Однако такое развитие вряд ли можно считать перспективным, ведь большинство крупных компаний являются экспортерами сырья. Причем в экспорте доля такого бизнеса уже достигла 82-83 процентов. Налоговая система должна не закреплять дифференциацию экономики, а способствовать увеличению доли малого бизнеса.
8. Кроме того, развитие бизнеса в прошлом году осуществлялось в основном за счет собственных средств предприятий. Из всего объема финансирования оно составило порядка 45 процентов. Банковское же кредитование на эти цели пока не составляет и 10 процентов. И поскольку такое положение вряд ли получится быстро изменить, налоговая реформа должна обеспечивать предприятиям максимальное количество средств для нужд инвестиционного процесса.
9. Большую сложность для отечественных предприятий составляет и нарастающий дефицит трудовых ресурсов. Особенно остро эта проблема стоит у высокорентабельного добывающего сектора и сектора монополий, которые могут себе позволить сплотить очень высокие зарплаты. Соответственно, эту проблему также можно подвигнуть к решению с помощью определенных налоговых преобразований.
Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.
Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций – добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала.