СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вахрамеева А.С. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время формирование представлений у детей дошкольного возраста о мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возникает необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания, к ознакомлению детей с миром профессий. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека[6].

Реализация выше перечисленных задач – актуальное и значимое направление работы педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Дошкольное детство - это период игры. Л.С. Выготский называл игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно игра способствует формированию знаний об окружающем мире, является средством формирования личности дошкольника. Игра для дошкольников — это способ усвоения общественного опыта. Следовательно, игра является эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольной образовательной организации разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра[3]. Детским психологом Д.Б. Элькониным было установлено, что сюжетнаяигра в дошкольном возрасте особенна близка к сфере человеческой деятельности. Основным содержанием такой игры является человек, его деятельность и отношения между людьми. Только в сюжетной игре ребенок проживает ту или иную ситуацию по-настоящему. Главным достоинством игры является то, что она имеет сюжет. Сюжет – воображаемая (мнимая) ситуация, то есть.та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре (семья, больница, строительство, водитель автомобиля и др.) Ребенок не может водить настоящий автомобиль, но роль водителя в игре дает ребенку возможность познакомиться с такой профессией.

А.В. Запорожец отмечал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов, способность к произвольности поведениях [4].

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими [5]. В данном возрасте появляется интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте дети просто подражают, имитируют трудовые действия взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Т.А. Маркова и В.Г. Нечаева придавали большую значимость экскурсии. Они считали, что «живой» пример— наилучший способ формирования представлений у дошкольников о профессиях [2, с.134]

Представленияо мире профессий- процесс мысленного воссоздания детьми сюжетов об основном роде трудовой деятельности взрослого человека.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми мира взрослых. Дошкольники создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, взяв на себя их роли, и обыгрывают их в созданной игровой обстановке[1]. Например, играя в магазин, перевоплощаются в продавца и покупателя.

Во время игры дети меняются ролями, что, кончено же, способствует повышению у них интереса к различным видам профессии, в которую они играют. Но также важно, чтобы воспитатель следил за тем, чтобы дети не изображали в процессе игры только одну роль, а менялись ролями, потому что это способствует развитию, и ребенок начинает видеть предмет с разных сторон. Также важно в процессе игры менять состав играющих, потому что это способствует расширению объема информации, который усваивается в процессе игры.

Хотелось бы отметить то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети старшего дошкольного возраста не только познают разные виды профессий, но и расширяют свои знания в других областях. Например, дети играют в игру «Больница». Сюжет игры заключается в том, что дети едут на скорой помощи по экстренному вызову, нарушая правила дорожного движения, но при этом дети знают, что если машина скорой помощи едет на экстренный вызов, то она не нарушает правила дорожного движения.

Следует отметить и то, что сюжетно-ролевая игра насыщена эмоциями. А как известно, если игра приносит ребенку положительные эмоции, то это является дополнительным стимулом для исследования чего-то нового или для закрепления ранее изученных знаний о мире профессий.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ключом для изучения мира профессий. Это основной вид деятельности, в котором дети отражают полученные знания о профессиях. Сюжетно-ролевая игра дает возможность почувствовать себя взрослым, выполнять какие-либо профессиональные действия и совсем неважно, что это происходит в рамках игры, ведь это формирует интерес к трудовой деятельности взрослых.

Список литературы:

1. Бойченко, Н.А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н.А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова – К.: Рад.школа, 1982. – 112 с.

2.Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загикидр. Сост. Р.С. Буре под ред. В.Г. Нечаевой.— 3-е изд., испр. И доп.— М.: Просвещение, 1983.— 207с.

3. Габдрахманова, М. Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых / М.Р. Габдрахманова, Ф.В. Хазратова // научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 . – С. 61-65.

4. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка /А.В. Запорожец //Дошкольное образование. - 1964. - С.62-63

5. Пасечникова, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Просмотров работы: 321