МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузнецова Д.В. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время изменились подходы к эстетическому воспитанию дошкольников. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, что позволяет увидеть развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)отражены задачи эстетического развития в пункте 2.6 образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)[11].

В требованиях к результатам основной образовательной программы дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок старшего дошкольного возраста должен обладать «установкой положительного к миру, развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; к фантазии, воображению, творчеству; творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.; играть звуками и словами; понимает устную речь ивыражать свои мысли и желания» [11].

Проблемой эстетического воспитания занимались многие ученые, такие какЛ.В. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе. Эстетическое воспитание, по мнению А.Г. Гогоберидзе, это целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты [2, с.336].

Исследователь Н.А. Виноградова считает, что эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает [3,319].

Таким образом, мы пришли к мнению, что под эстетическим воспитанием понимается процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Музейная педагогика может быть эффективным средством эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Основы музейной педагогики были разработаны в конце XIXв. в Германии (А. Рейхвен, К. Фризен, Г. Фройденталь, А. Лихтварк). В нашей стране термин «музейная педагогика» стал употребляться только в 70-е г.г. XX столетия.

В условиях ситуации начала XXI века- изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент ее творческого потенциала, ее ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равна, как и природы, способна дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированном пути.

В урбанизированной среде, где дети лишены возможности ежедневно контактировать с природой, как с эстетически развивающей средой, а народное искусство все активнее вытесняется, художественный музей расширяет свою миссию, становится центром для развития эстетических чувств. В условиях нарастания информационного потока, перенасыщения окружающей среды низкопробной продукцией массовой информации (реклама, интернет, видео, различные сайты) возможности приобретения ребенком непосредственного чувственного опыта при контактах с эстетическими объектами сужается, но роль искусства в этом процессе возрастает, равно как и его роль в формировании полноценной и здоровой личности.Формирование эстетических навыков общения в просторах музея, призвано компенсировать «эстетическую недостаточность» окружающей среды. С.Л. Рубенштейн считал, что эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, в том числе и через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранение целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути».В.А.Сухомлинский связал это с осознанием того, что при условии раннего эстетического развития, создаются предпосылки для полноценного и гармонического восприятия картины мира, сквозь призму творческой реализации личности, а также способности видеть красоту природы, умение сочувствовать и способность «сопереживать» общественному благу.

Музейная педагогика - особый вид педагогической практики, но в дошкольном образовании существенную роль начала играть в последние 10 лет. Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, посещение и организацию экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников.

В настоящее время активно развивается в дошкольной музейной педагогике два крупных направления:

cотрудничестводошкольной образовательной организации с музеем;

cоздание и использование мини-музеев в дошкольной образовательной организации.

Исследователь А. М. Вербенец отмечает, что музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляетсобой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическимикатегориями (воспитание, развитие, образование.

Анализ теоретических основ музейной педагогики позволяет выявитьнаиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности методы: создание игровых ситуаций; практическое манипулирование с предметами; использование ассоциативных связей; театрализация; самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей и семей. Все эти методы находят отражение в практической деятельности музейных педагогов.

Таким образом, эстетическое развитие дошкольников должно быть целостным процессом. Выделение в нем таких качеств, как способность к эстетическому восприятию, эмпатия и продуктивное творческое воображение, а также исследование динамики их развития у воспитанников старших групп детского сада на занятиях в художественном музее представляется актуальным в преемственности дошкольного и школьного художественного образования.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

2. Гогоберидзе, А.Г, Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.: ил.

3. Виноградова, Н.В, Микляева, Н.В, Микляева, Ю.В Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 510с. –

4. Козлова, С.А Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. Проф. учеб.заведений // С.А. Козлова, Т.Ф. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416с.

5.Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программаи методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательныхучреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб.:Изд-во Русского музея, 2008.

6. Васильченко, Л.С. Педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики [Текст] / Л.С. Васильченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №1. – С. 35-43.

Просмотров работы: 175