Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста как психолого- педагогическая проблема - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста как психолого- педагогическая проблема

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время выдвигаются новые требования к содержанию и организации учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы ("портрет выпускника начальной школы") доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [8,с.4].Выдвигаются требования к освоению образовательной программы, в которой сказано, что младший школьник должен уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, также готовность слушать собеседника, и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, и оценку событий [8,с.5-7].

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться [5].

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [1].

Из вышесказанного следует, что умения формируются в деятельности, коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе взаимодействия и общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В педагогическом словаре под редакцией А.Ю. Коджаспирова понятие «коммуникативные умения» трактуется, как процесс передачи педагогом информации по средствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала [3].

Анализируя психолого-педагогическую литературу, встречаются разнообразные определения коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне» [7]; О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач; В.Д. Ширшов  понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности [4].

В трактовке С.Л. Рубинштейна Б. Теплова коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение коммуникативной способности. Они утверждают, что:

Коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение.

Она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении.

Она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков [6].

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия субъектов общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению [2,с.24-28]. Степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Следовательно, формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста – актуальная задача образовательного процесса начальной школы.

В нашей статье по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста мы опирались на классификацию данных умений, предложенную Александром Григорьевичем Асмоловым. Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий (см. табл. 1) [1,с.119-121].

Таблица 1

Группы коммуникативных универсальных учебных действий

Группа

Характеристика

Коммуникация как взаимодействие

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета, также понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Коммуникация как сотрудничество

Согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

В число основных составляющих организации совместного действия входят (В.В. Рубцов, 1998):

1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы. 2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.

3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы). 6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

Показателями нормативно - возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) ; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации

Коммуникативно - речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Все перечисленные группы коммуникативных универсальных учебных действий взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы. Комплексная их реализация направлена на решение важнейших задач по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: понимание возможности различных позиций и точек зрения; уважение к иной точке зрения; понимание относительности оценок; обмен информацией, установление взаимопонимания; учет разных мнений и умение обосновать собственное; способность строить понятные для партнера высказывания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; речевое планирование и регулирование своих действий; рефлексия своих действий; Умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Отсутствие какого-либо умения затрудняет формирование коммуникативного умения у детей младшего школьного возраста.

Поэтому, чтобы сформировать все коммуникативные умения, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и школьников, очень важно, мнение каждого ребенка, и чувства, которые он испытывает, выполняя ту или также иную деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста влияет на процесс обучения учащихся, на развитие личности в целом, на самоопредление и социализацию личности. В Примерной основной образовательной программе начального общего образования особое внимание уделено коммуникативным универсальным учебным действиям, в которой указано, что ученик должен научиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Также Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в котором отражены такие требования, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия субъектов общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.Также, умения вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах, ситуациях общения; делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга; оценивать результаты совместного общения. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Составляющими коммуникативных умений являются: умение слушать; умение понимать и принимать мнение другого; умение решать конфликт; умение адекватно оценивать себя и других. Каждый ученых учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных умений. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Список используемой литературы

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Система заданий. – М. : Просвещение, 2008 – 151 с.

Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. Изд. 4-е. Ростов н./Д.: Фе- никс, 2010. 349 с.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

Лисина, М.И.Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. -  М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – 2-е изд. – Спб. : Питер, 2009. – 720 с.

Семенова Е.А., Батюта М.Б. Изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 12. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76421 (дата обращения: 15.06.2017).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2016. – 47 с.

Просмотров работы: 140