В современном мире проблема полоролевого воспитания является актуальной. В период дошкольного детства педагогам и родителям следует уделять большое внимание воспитанию мальчиков и девочек, потому что сейчас общество теряет эталоны мужского и женского поведения. Период дошкольного детства - это тот возраст, когда у детей формируется половая идентичность; закладывается представление о поведении мужчины и женщины в обществе; складывается впечатление о семье, о взаимоотношениях между ее членами, воспитывается уважение к старшим.
Деятельность современной дошкольной организации регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу 1 января 2014 года. Такие понятия как "полоролевое воспитание" или "гендерное воспитание" в тексте стандарта не встречаются, но задачи, которые представлены в документе, невозможно реализовать без учета половозрастных особенностей воспитанников. Задачи полоролевого воспитания отображены в социально-коммуникативной образовательной области в пункте 2.6 ФГОС ДО, где говорится, что в данной области развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Это свидетельствует о том, что в настоящее время задачи полоролевого воспитания являются актуальными и значимыми.
Проблемой полоролевого воспитания и изучению формирования половой идентичности у детей занимались многие исследователи Т.П. Хризман, Л.В. Градусова, Я.Л. Коломинский, Я.Л. Кон, Д.В. Колесов, Ю.М. Набиулина, Е.Р. Слободская, Т.А. Репина, Д. Эльконин.
Выдающийся отечественный педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский говорил, что «в дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину». Н.Е. Татаринцева считает, что необходимо использовать народные традиции с целью полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Социолог И.С. Кон, ссылаясь на данные многочисленных исследований, утверждает, что в любом социуме девочки и мальчики ведут себя абсолютно по-разному, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка. И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева и др. ввели термин «полоролевое воспитание» в сферу отечественной науки, несмотря на то, что ранее существовал термин «гендер», который активно использовали за рубежом. Но возникла потребность в переходе к гендерному воспитанию в условиях современного мира, и это место было отдано полоролевому воспитанию [5, 34].
Согласно мнению Т.А. Репиной, полоролевая социализация происходит посредством взаимодействия ребенка с окружающим миром, когда разнообразные жизненные ситуации оказывают влияние на его развитие, а также при помощи полоролевого воспитания. При таком воспитании учитываются половозрастные и индивидуальные особенности становления личности мальчиков и девочек, что способствует саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию женской или мужской индивидуальности [5].
По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова полоролевое воспитание - это процесс, задача которого состоит в формировании качеств, черт, свойств, установок личности, обозначающих отношение человека с представителями другого пола, в соответствии с требованиями общества [2].
Согласно точке зрения Н.К. Ледовских, полоролевое воспитание заключается в освоении таких качеств, как уважение, дружба между детьми разного пола, в осознании ими соответствующих норм и представлений, в становлении доброжелательных и положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, а также в дифференцированном подходе, опирающемся на половых особенностях во всех видах жизнедеятельности [3].Педагог Ж.Ж. Руссо говорил: "Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать"
Дошкольное воспитание ориентируется в целом на ребенка, а не отдельно на мальчика или девочку. Так же и с физическим воспитанием. На занятиях по физической культуре педагоги не делают акцент на пол ребенка. Дети занимаются совместно, всей группой и выполняют одинаковые упражнения, но методические приемы учитывают гендерные особенности. Требования к результатам тестирования уровня физического состояния мальчика и девочки отличаются. У мальчиков, как правило, нагрузка больше чем у девочек. Например, нормативы для мальчиков при отжимании составляют 10 раз, когда для девочек норма 5.
Требования полоролевого воспитания предполагают организацию двигательной деятельности так, чтобы внимание детей акцентировалось на установке: мужчины должны быть сильными, чтобы защищать женщин. Поэтому упражнения для мальчиков сложнее, чем для девочек.
Девочки, как правило, быстрее развиваются. Они раньше начинают ходить и говорить. Девочки лучше справляются с выполнением упражнений, направленных на гибкость, движения девочек чаще пластичные, аккуратные, плавные, с мимикой, а мальчики "мастера" в упражнениях где необходима сила, ловкость, быстрота. При этом они хорошо ориентируются в новой обстановке. Их движения просты, угловаты.
Девочки всегда следуют правилам, подчиняются рамкам, тщательно планируют свои действия. Мальчики менее терпеливы, редко подчиняются правилам.
При занятии физической культурой используется дифференцированный подход. Задачами данного подхода является: подбор оборудования в соответствии с полом ребенка (мячи и гимнастические стенки для мальчиков, обруч и гимнастические ленты для девочек); отличия во временном ограничении выполнения упражнения; отличия при обучении сложным движениям (для девочек легче прыжки на скакалке, мальчикам легче дается метание предметов).Когда идет знакомство детей с видами спорта, педагогу необходимо акцентировать внимание детей на том, что существуют различия между мужскими и женскими видами спорта. Так же следует быть внимательным при оценке деятельности детей. Мальчики предпочитают, когда их хвалят за качество и способ выполнения, девочки, при оценивании, любяткогда их сравнивают с образцом.
Полоролевое воспитание является частью нравственного воспитания. Мальчики всегда стремятся оказать свою помощь девочкам, для которых характерна скромность и забота о других.
Таким образом, физическая культура является средством полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, поэтому педагоги должны обращать внимание на воспитание мальчиков и девочек. В процессе такого воспитания складывается представление о нормах поведения мужчины и женщины в обществе, формируются интересы, потребности и определенные способности.
Списоклитературы
Гогоберидзе, А.Г, Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.: ил.
Колесов, Д.В., Сельверова, Н.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания [Текст] / Д.В. Колесов, Н.В. Сельверова. - М.: ФиС, 1978. - 198 с.
Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н.К. Ледовских. - М.: Владос, 2008. - 237 с.
Мелихина, Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. // научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре № 2., 2011., 112 с.
Репина, Т. А. Проблема полоролевойсоциализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - Москва-Воронеж, 2004. - 300 с.
Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебное пособие [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 243 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.