Психологическое здоровье школьников младшего подросткового возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологическое здоровье школьников младшего подросткового возраста

Шапошникова А.В. 1
1ЗабГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблем психологии здоровья диктуется современным нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека. Информационный прессинг, ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) - всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний.

«Здоровье» - одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Психологическое здоровье»- это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию.

По мнению Т. Ю. Артюховой, главной основой психологического здоровья личности являются равновесные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение; эти состояния обнаруживаются, в частности, через эмоциональную устойчивость человека.

Психологическое здоровье можно определить, как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

- гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

- возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):

1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п.

2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.

«Школьная тревожность»- это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций- ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой.

«Познание»- это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность.

Основными причинами школьной тревожности являются:

- внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;

- конфликты с одноклассниками и педагогами;

- завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;

- противоречивые требования со стороны родителей и учителей;

- специфика воспитательной и образовательной системы школы;

- особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;

- привитые в семье нормы поведения.

«Младший подростковый возраст» - это один из сложнейших этапов развития ребенка. Возраст детей 11-12 лет - это пограничный возраст между детьми и подростками, но дети в этом возрасте уже больше подростки, чем малыши. Они - подростки. Возраст 10-12 лет называется младшим подростковым возрастом. 
Возрастные особенности младшего подросткового возраста:

- развитие и укрепление чувства взрослости;

- желание лучше понять себя, потребность в самооценке;

- развитие интересов возрастает;

- возрастает развитие двигательной активности;

- резко увеличивается количество ошибочных действий;

- выраженное падение работоспособности;

- характерна вспыльчивость, резкая перемена настроения;

- развитие учебной мотивации в этом возрасте имеет двойной смысл: сниженная мотивация учения, а с другой стороны, именно в этот период формируется учебная деятельность.

Таким образом, детям младшего и среднего возраста, безусловно, свойственно испытывать чувство тревоги при взаимодействии с различными компонентами учебного процесса. Однако повышенная тревожность ни в коем случае не должна препятствовать социализации ребёнка и его успеваемости в школе.

В нашей работе мы использовали методику Б.Н. Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности» (58 вопросов).

Цель методики: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Факторы:

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Диагностика проводилась в МБОУ СОШ № 22, г. Чита, среди учащихся 5 классов. Количество опрашиваемых - 105 учеников от 11 до 13 лет.

Таблица №1.

Фактор

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Общая тревожность в школе

9 (9%)

23 (22%)

73 (69%)

2

Переживания социального стресса

2 (2%)

31 (29%)

72 (69%)

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

2 (2%)

17 (16%)

86 (82%)

4

Страх самовыражения

33 (32%)

38 (36%)

34 (32%)

5

Страх ситуации проверки знаний

20 (19%)

49 (47%)

36 (34%)

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

4 (4%)

43 (41%)

58 (55%)

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

4 (4%)

15 (14%)

86 (82%)

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

6 (6%)

22 (21%)

77 (73%)

Таким образом, в результате полученных данных, средний уровень- страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний; Низкий уровень- общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Список литературы:

Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: ACADEMIA, 2012. - 264 с.

Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.

Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 248 c.

Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.

Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. - М.: Роспедагентство, 2011. - С. 313-320.

Юрченко, И. В. Подростковая агрессия / И.В. Юрченко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 144 c.

Просмотров работы: 7