Модульное обучение при формировании умений оказания первой помощи
Традиционные методы обучения не позволяют раскрыть все способности учеников и сформировать навыки достаточно хорошо [9]. Основу традиционной системы обучения составляет объяснительно-иллюстративный метод, который не позволяет педагогу раскрыть способности школьников.
Современные условия диктуют организацию учебного процесса таким образом, чтобы он был личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Перед учителем встает задача, как сделать процесс обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» интересным, запоминающим?
Одной из таких технологий является модульная технология обучения. Сущность и отличительная особенность данной технологии в том, что она ориентирована на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.
Содержание модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием. Данная технология в основном применяется при обучении студентов профессиональным навыкам, но ее применение возможно на уроках ОБЖ, так как данная дисциплина ориентирована на практические действия.
В курсе ОБЖ имеется раздел «Оказание первой помощи при различных травмах», в котором изучаются правила и методы оказания первой помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую помощь должно стать неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Поэтому задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы научить конкретным действиям учеников, а не просто дать им теоретические знания. Достигнуть это возможно с использованием модульной технологии [6].
Преимущество такого изучения материала – это сочетание самостоятельной деятельности учащегося с изложением материала. Это помогает яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов [5].
Данная технология помогает обучающимся приобрести уверенность в своих силах и возможностях. Обучающиеся не боятся получить неудовлетворительную оценку. Помимо профессиональных навыков на уроках, так же формируются организационные и коммуникативные навыки. Так же на таких уроках вовлекаются отстающие обучающиеся [10].
Использование технологии модульного обучения предполагает основную функцию учителя, обеспечение всех учеников дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности подростков и собственной консультирующей работе.
Основным преимуществом данной технологии является то, что обучающийся включается в решение профессиональных задач на этапе овладения знаниями и умениями. Сущностью данной технологии является обучение в деятельности. Ориентированность на действие – это самостоятельное добывание знаний обучающимися в процессе решения ситуации с обязательным прохождением всех фаз рабочего времени. Фазы рабочего времени – это этапы осуществления решения какой-либо задачи.
Сложность методики заключается в том, что о преподавателя требует достаточно много сил при подготовке занятия.
Использование модульной технологии, ориентированной на действия при проведении уроков дает возможность обучающимся более эффективно усваивать полученные знания и практически их применить. Так как данная технология предполагает непосредственно действия при изучении материала, что важно при изучении дисциплины ОБЖ, а также помогает в более качественном формировании умении и готовности к применению навыков оказания первой помощи.
В ходе опытно-экспериментальной работы выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента у учеников контрольной и экспериментальной групп уровень знаний практически одинаков. В экспериментальной группе даже ниже, чем в контрольной группе.
На формирующем этапе эксперимента был разработан и реализован урок с использованием модульной технологии для учеников экспериментальной группы. После проведения экспериментальной работы уровень умений обучающихся контрольной группы повысился незначительно, а у школьников экспериментальной группы наблюдается значительное повышение уровня умений оказания первой помощи.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования модульной технологии для формирования умений и, в дальнейшем, готовности навыков первой помощи.
Таким образом, мы смогли наглядно доказать, что использование модульной технологии и других современных педагогических технологий позволяет улучшить качество учебного процесса.
Поэтому при методически грамотном построении уроков с использованием модульной технологии можно рассчитывать на повышение качества подготовки учащихся по предмету ОБЖ, а также повышения уровня формирования умений и, следовательно, повышении готовности к применению навыков оказания первой помощи.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21 июля2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Бубнов, В.Г. Очевидец происшествия становится спасателем // Гражданская защита. – 2016. – № 9. – С. 47–48.
Бубнов В.Г., Петров С.В. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи // ОБЖ: Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2016. – № 12. – С. 61–64.
Вангородский, С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник - Москва: Дрофа, 2013. – 302 с.
Костецкая, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизнедеятельности. – № 5/2014. - М.: «Новые технологии», 2014. – С.37–40. URL: https://moluch.ru/archive/64/
Кургин, А. Эффективные методы обучения ПМП // ОБЖ: Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2012. – № 5. – С. 60–62.
Подлаــــсый, И.П. Педаــــгогикаــــ: Учебник для вузов. – М.: Высшее обраــــзоваــــние, 2014. – 540c.
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / С.И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 636с. – (Высшее образование).
Тронева, Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2009. – № 10. – С. 26–27