Формирование интереса к истории малой родины как педагогическая проблема понятия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование интереса к истории малой родины как педагогическая проблема понятия

Наурузбаева А.А. 1
1Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-философский анализ современного общества свидетельствует о наличии в нем сложных проблем материального и духовного характера. Ключевой среди них является проблема патриотического воспитания человека – личности, национально сознательного гражданина. Патриотизм, развитию которого ранее посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, в что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма среди молодежи относятся все больше формально, отражая этим желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности этого личностного качества. Возникла проблема исторической важности: творчески возродить патриотическое воспитание и одновременно поднять его на современный уровень научного и культурного развития. В наше время, когда молодежь в основном направляет свои усилия на накопление материальных ценностей и благ, становится актуальным творчески используя лучшие достижения прошлых поколений, всесторонне обосновать новую парадигму патриотического воспитания как процесса формирования личности [5, с. 3].

Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности и должно стать значимым компонентом начального образования человека. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Основой в воспитании у младших школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Знакомство школьника с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы духовности и патриотизма. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, особенности языка, быта. И конечно того места, где ты родился. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются для младших школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой Родине, к родным местам. Создание атмосферы духовности – одна из главных задач, стоящих перед современной системой образования.

Реализуя региональный компонент ООП НОО патриотическое воспитание младших школьников носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей, в непосредственной образовательной деятельности [8, с. 8].

Цель освоения первоначальных представлений социального характера и включение учеников в систему социальных отношений проводится на основе задач формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств через развитие познавательного интереса к истории и культуре Малой Родины. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к родному краю, родному городу, к природе и культуре, гражданской идентичности на основе изучения особенностей родного края, родной страны путем формирования интегративных качеств младшего школьника.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:

1.Определить содержание обучающих программ, включающих развитие духовности детей (включая опыт региональных программ и методических рекомендаций».

2.Создать в условиях школы развивающую внутреннюю пространственно-образовательно и культурную среду с учетом исторических особенностей и традиций местности.

3.Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, городу, краю, к своему народу, его обычаям, традициям.

4.Формировать интерес каждого школьника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т.д.)

5. Создавать условия для развития и реализации проектной деятельности творческого характера.

Важной особенностью организации образовательного процесса является также взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного воспитания патриотизма у детей.

Система патриотического воспитания в современных условиях предполагает формирование и развитие социально значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в образовательном процессе; массовую патриотическую работу, которая организуется и осуществляется государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и патриота Отечества [2].

Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества. Заметим, что на проблему патриотического воспитания и его роль в формировании человека обращало внимание многие мыслителей разных поколений и взглядов.

Философы определяют патриотизм, с одной стороны, как общественный и моральный принцип, который характеризует отношение людей к своей стране и проявляется в определенном способе действий и сложном комплексе общественных чувств, что обобщенно называется любовью к своей Родине. С другой – как социально-политическое явление, которому присущи естественные истоки, собственная внутренняя структура, что в процессе общественного развития наполнялась различным социальным, национальным и классовым содержанием. Актуальность философской проблемы воспитания подчеркивает духовный кризис, который стал обычным атрибутом современного общества. Становление нового глобального информационного пространства, изменение форм социальной коммуникации, смещение морально-этических ориентиров актуализируют необходимость всестороннего обоснования новой парадигмы патриотического воспитания как процесса формирования человека [7, с. 47].

Философская и социальная сущность патриотизма, в основном, связывается исследователями с тем, что кризисные явления, которые обнаружены в обществе, активизируют отношения людей к некоторым феноменам, которые имеют глубокое историко-культурное наследие и большой неиспользованный потенциал, именно патриотизм рассматривается как источник возрождения общества. Новый подход основан на понимании патриотизма как сложного социокультурного явления, пронизывающего основные стороны жизнедеятельности, как общества, так и отдельной личности.

Психологическая наука изучает механизмы интериоризации социальных процессов и явлений, влияющих на формирование патриотических качеств личности. Личностная ценность чувства патриотизма генерируется устойчивым переживанием любви человека как к ближайшей, так и к удаленной среде, в которой он находится и которая является для него значимой [4, с. 40].

Психологи определяют патриотическое воспитание, как руководство индивидуальным становлением личности как патриота, что предусматривает формирование ценностного позитивного (познавательно-эмоционального) отношения к Родине. Психическую структуру человеческого отношения составляет своеобразный сплав познавательных и эмоциональных образований, где последний компонент считается ведущим.

На разных этапах развития общества понятие патриотизма приобретало новый смысл. Однако оставались неизменными такие его основные черты: любовь к Родине, соблюдение ее интересов; борьба за свободу, честь и славу страны; любовь к народу, семье; отстаивание и возрождение родного языка, науки, образования, культуры, искусства, духовных традиций народа; укрепление дружбы между народами.

В педагогических исследованиях В.В. Гаврилюк выделяет внешнюю и внутреннюю структуру патриотизма [8] (см. схема 1).

 

Структура патриотизма

 

 

Внешняя структура

1. патриотические чувства (любовь ко всему родному, ответственность за свою Родину);

2. национальное достоинство человека;

3.потребность в удовлетворении национальных интересов;

4. патриотическое сознание на основе национального сознания, понимание своей роли в обществе;

5. толерантное отношение к людям других национальностей;

6.желание и потребность в накоплении, сохранении и передаче национальных культурных ценностей;

7.готовность к патриотической деятельности. [3].

Внутренняя структура

I. компонент, поверхностный, - любовь к своему народу как к большой семье, любовь к родному слову, родной природе;

II. компонент - это ощущение патриотизма умом, осознание долга перед народом, готовность встать на защиту его интересов;

III. компонент - это переплетение любви к родному, близкому с осознанием своего долга перед народом, это стремление, готовность служить Родине [1].

Схема 1. Структура патриотизма (по В.В. Гаврилюк)

Историко-педагогический анализ творческого наследия В. А. Сухомлинского дает основание утверждать о попытке педагога решить проблему гармоничного воспитания человека и гражданина, что выражалось в его чрезвычайной осведомленности как с опытом, методами, подходами и средствами народного воспитания, в связях с культурой, обычаями и традициями, так и в его творческом подходе к применению в своей практической деятельности идей прогрессивных деятелей и педагогов [6].

Рассматривая патриотизм как совокупность политических и нравственных идей, нравственных чувств, В.А. Сухомлинский осуществлял патриотическое воспитание на основе гармоничной взаимосвязи интересов личности и государства, отмечая при этом недопустимость отрыва действия на сознания и чувства от деятельности с обязательным учетом особенности духовной жизни воспитанников в различные возрастные периоды. При этом он подчеркивал, что, во-первых, патриотические и нравственные идеи трансформируются в устойчивые духовные образования – взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации – при условии, что личность добывает их исследовательским, трудовым, эвристическим путем из определенной системы знаний, сведений, художественно-эстетических образов, национальных традиций, обычаев и тому подобное. Во-вторых, совершенствование у учащихся мировоззренческого сознания патриота происходит путем обновления содержания образования, которое по своему объему и характеру должно отражать прежде всего идейно-ценностное богатство родного народа и высшие достижения мировой культуры, воспринятые сквозь призму национального сознания. В-третьих, участие школьников в общественно полезном труде, которое имеет патриотическое направление, должно носить действенную форму развития долга и ответственности перед Родиной. В-четвертых, отношение воспитанника к своему физического и психического здоровью необходимо рассматривать не только как личное дело, но и как проявление ответственности перед обществом и государством. В-пятых, необходимость реформирования педагогической мысли требует, чтобы учитель был переориентирован с роли информатора и контроллера, организатора воспитательных мероприятий на старшего товарища, друга, духовного ориентира, научного консультанта, организатора самостоятельного приобретения знаний, творчества школьников [9, с. 84].

Основным способом оптимизации компонентов системы, ее педагогического механизма и технологии воспитания патриотизма являются инновации радикального характера широкого использования. Современная система воспитания развивается в соответствии с парадигмой социального воспитания. Она требует личностно-ориентированного содержания, что позволит учитывать целостную сущность личности, общечеловеческие и национальные ценности. Идеалами в патриотическом воспитании могут выступать духовные ценности этических, эстетических и художественных культур, а также свойство самой личности – ум, воля и другие способности, что находят свое воплощение в различных видах деятельности.

Содержание патриотического воспитания будет целенаправленным, конкретным и эффективным только тогда, когда оно будет воплощаться в практическую деятельность. Исследователи определяют следующие этапы для его осуществления [10, с. 20]:

- Информационный (предоставление информации для осознания патриотических ценностей и идеалов народа как личностных и активности в их реализации);

- Организационный (непосредственная организация учебно-воспитательного процесса с целью овладения научными фактами, понятиями, теорией о природе и обществе, нормами поведения, социальными отношениями, обычаями, традициями. Формирование патриотического мировоззрения личности);

- Стимулирующий (стимулирование патриотического самосовершенствования и самовоспитания, формирование патриотических убеждений, практических навыков и умения реализации патриотических качеств и чувств в процессе учебной, воспитательной и практической деятельности);

- Оценивающий (определение и оценка уровня патриотической воспитанности в соответствии с разработанными критериями).

Патриотическое воспитание является составной частью общего учебно-воспитательного процесса, главная цель которого: приобретение социального опыта, готовность к выполнению гражданских и конституционных обязанностей, наследование духовного достояния народа, достижение высокой культуры взаимоотношений, формирование личностных черт гражданина, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, интеллектуальной, правовой, трудовой, экологической культуры.

Одним из наиболее эффективных путей формирования патриотизма как ценности является создание интерактивной образовательной среды, где учащиеся могли бы проявлять себя как граждане и патриоты, гармонично проходить уровни самоидентификации аккумулируя ценность патриотизма. В рамках образовательного учреждения можно попробовать создать такую среду, которая будет формировать патриотическую позицию учеников.

Примером такой среды может стать интерактивная образовательная среда, основанная на социально значимой, исторически окрашенной деятельности, что инициируется учащимися, которые являются ее участниками, организаторами и пропагандистами, в рамках которой осуществляются поисковые экспедиции, «уроки мужества», патриотически-направленные акции, работа с ветеранами образовательного учреждения. Результаты диагностики показывают, что в процессе активной социально значимой патриотически-направленной деятельности учащихся формируется патриотизм гражданско-гуманистического типа, который, приобщаясь к их системе ценностных ориентаций, проявляется в осознанной профессиональной подготовке и личностной заинтересованности в будущей деятельности (участия в ней, организации и пропаганде результатов).

Формирование патриотической воспитанности возможно при комплексном подходе к организации образовательного пространства как интерактивной среды, сформированной вокруг какой-нибудь «референтной» идеи (в нашем случае это положительно окрашенная патриотическая идея). Такая среда является комплексом благоприятных условий, стимулирующих мотивацию к патриотически-направленной деятельности учащихся, которые одновременно являются ее участниками, инициаторами, организаторами и пропагандистами, и строится на принципах субъектности, активности, заинтересованности, добровольности. И тогда деятельность, направленная на формирование патриотизма, приобретает не стихийный, а сознательный характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Белофастова, Т. Ю. Педагогические основы деятельности музея как социально культурного центра: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.06. / Т. Ю. Белофастова – М., 2003. – 20 с.

Горбунов, В. С. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.

Григорьянц, А.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. / А.Г.Григорьянц, Л.Г.Малкина – Ташкент, 2000. – 327 с.

Дерябина, В.А. Роль школьного исторического музея в духовно-нравственном воспитании младших школьников.// Начальная школа. – 2012.- № 6. – С. 38-43.

Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся / Н.В. Ипполитова. / Автореф. дис. д-ра пед. наук. – 2000. – 38с.

Калацкая, Н. Н. Современные методы и технологии воспитания : конспект лекций. – Казань – 2014. – 275 с.

Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка / В. С. Мухина // Психологический журнал – 2009 – Т.1. – №5. – С. 43–53.

Смирнова, И.В. Патриотическое воспитание как одно из основных направлений ФГОС НОО // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 5. - С.8-9.

Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М.: Полиздат, 1982. – С.83 – 87

Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- № 1. – С. 19-21.

Просмотров работы: 229