Композиционный анализ Сада Атлантик в Париже - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Композиционный анализ Сада Атлантик в Париже

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Композиционный анализ – это выявление закономерностей организации фрагмента городской среды средствами объемно-пространственной композиции. Проводится с целью моделирования композиционной структуры природного и антропогенного ландшафта, исследования сооружений, играющих значительную роль в формировании образа среды [1].

Благодаря композиционному анализу выявляются основные элементы архитектурной среды. Подтверждается или опровергается наличие композиционного единства элементов планировки парка и застройки. Анализируются: тип, вид композиции; структурные ипервичные элементы композиции; приемы композиции. Также анализируются особенности зрительного восприятия.

Результат композиционного анализа – выявление структурного каркаса, композиционных акцентов, вписывается ли объект в окружение, также формируется представление об эстетическом уровне организации среды.

Данные, полученные в процессе композиционного анализа, фиксируются в виде схем.

Историческая справка

Станция Монпарнас является одной из шести основных железнодорожных станций Парижа. Она расположена в районе Монпарнас на левом берегу реки Сена, между 14 - м и 15 - м округом (районы соответственно в Пьяченце и Неккер) [2] (рис.1).

Рис.1. Станция Монпарнас, сад Атлантик с высоты.

Монпарнас является магистральной станцией, северная конечная точка LGV Atlantique, которая обеспечивает многочисленные международные соединения TGV с Испанией (и Португалией), и национальные с пунктами назначения в Центре Валь-де-Луар, Франция.

В 1960-х годах реконструкция станции была включена в крупную городскую операцию по реконструкции под названием Мэн-Монпарнас. Она завершилась в начале 1970 - х годов, включая саму новую станцию, группу офисных зданий, многоэтажные дома, башню Монпарнас и ее здания на базе, а также небоскреб, отель Pullman Paris Montparnasse [2].

Новая станция была спроектирована архитекторами Эжен Бодуеном, Луи де Хоум де Мариеном, Урбэн Кассаном, Рэймонд Лопесом и Жан Саботом и перестроена на месте станции Maine в несколько сотен метров от бульвара Монпарнас, тем самым возобновив конфигурацию расширенных проектов, уже предложенных в 1930-х годах (рис.2).

 

Рис.2. Бывшая станция Maine, на месте новой станции Монпарнас

Капитальный ремонт внутреннего пространства был начат в 1990 году по случаю ввода в эксплуатацию TGV Atlantique; это смешивает новый стеклянный фасад, названный «дверью в океан», которая позволяет лучше идентифицировать присутствие станции и внутренней конкретной архитектуры [2] (рис.3).

 

Рис.3. Стеклянный фасад станции Монпарнас

Создается плита, покрывающая большую часть дорожек, ранее находившихся на открытом воздухе, и поддерживающая парковку с зеленым пространством, называемым Атлантическим садом, созданным между офисным зданием и музеем Жана-Мулена (рис.4).

 

Рис.4. Чертеж в разрезе, показывающий постановку платформ станции, парковки и зеленых насаждений

Сад Атлантик (Jardin atlantique) разместился на крыше вокзала Монпарнас, на высоте восемнадцати метров.

Связанный с западными портами, Монпарнас когда-то служил главным местом прибытия и отправления для всех тех, кто собирается пересечь Атлантику по морю, будь то доведённые до нищеты эмигранты или богатые пассажиры роскошных океанских лайнеров. Строительство сада было завершено в 1994 году (рис.5-6).

 

Рис.5. вид на центральную площадку сада

 

Рис.6. План сада Атлантик. Архитекторы Франсуа Брюн и Мишель Пена. Год создания 1994г.

Планировка сада Атлантик

Сад в плане имеет форму прямоугольника площадью 3,4 га, со сторонами 161 и 210 м.

От площади сада в 3,4 га. 1,71га занимает озеленение и 1,69 га занимают покрытия. В саду произрастает 85 деревьев.

Идея проекта: каникулы на океанском побережье, отпуск в экзотических уголках мира. Ландшафтные архитекторы Франсуа Брюн и Мишель Пена оформили его в морском стиле: деревянные тротуары напоминают палубу корабля; всё, что можно, волнообразное – дорожки, решётки, скамейки, много синих, белых и фиолетовых цветов [3].

Архитекторы продумали, как бетонная платформа удержит на себе сад в три с половиной гектара. Платформа стоит на двенадцати бетонных сваях; слой плодородного грунта в саду – всего 20 сантиметров, чтобы весовая нагрузка не была слишком большой. Крупные деревья растут в специальных нишах в тех самых сваях. 130 отверстий в платформе обеспечивают хорошую вентиляцию вокзала и автостоянки, находящихся внизу. Наверху располагается сад. С бульвара Вожирар и улицы Командан Рене Мушот туда ведут лифты, но самый простой путь – по лестнице внутри здания вокзала. Через хорошо запрятанные вентиляционные отверстия вашему взору иногда неожиданно открываются крыши поездов ТЖВ и поездов дальнего следования, а зелёные лужайки, многие из которых засажены высокими береговыми травами, в некоторых местах приподняты или опущены, образуя волнообразный рельеф в соответствии с расположенными под ними бетонными колоннами [3].

Обширное пространство в три с половиной гектара разделено на 2 части регулярную и пейзажную. Созданы условия, как для активного, так и более спокойного времяпрепровождения (рис.7-8). В регулярной части сосредоточены спортивные сооружения, теннисные корты в количестве 5 штук, столы для пинг-понга, турники (рис.9). В пейзажной – серия тематических зон: газоны – солярии, перголы, фонтан «солнечных зайчиков», зона детской площадки (рис.10).

   

Рис.7. Пергола с деревянным настилом

Рис.8. Зона дикой природы

   

Рис.9. Теннисные корты

Рис.10. Детская площадка в морском стиле

«Морской» сектор выполнен архитекторами сада Франсуа Брюном и Мишелем Пена в сине-бело-фиолетовой гамме, с волнистыми поверхностями скамеек и деревянным настилом, как на палубе корабля (рис.12). Многолетние цветы и кустарники в той же гамме оттенков имитируют гладь океана (рис.13-14). На двух пляжах, галечном и песочном, можно принимать солнечные ванны [4].

В одной из зон используется тема волн в рисунке мостовой (рис.11). Образно перекликаясь с поверхностью океана и наложением бесконечных волн, очертания отдельных фрагментов покрытия дорожек сближенной цветовой гаммы и изогнутые линии посадок злаков, различной высоты, с их характерными колыханиями на ветру создают своеобразное ощущение пребывания в обширном водном пространстве.

Деревья, кустарники и цветы подобраны так, что здесь зелено в любое время года. Растения гармонично распределены по саду также в соответствии с их высотой – от низкорослых злаковых до высоких сосен. Сосне в саду отведена особая роль: она не только закрывает стоящее рядом высотное здание, но и хорошо переносит загрязненный воздух мегаполиса [4].

   

Рис.11. Морская тематика в покрытиях

Рис.12. Цветники в фиолетовой гамме

   

Рис.13-14. Многолетние растения имитируют гладь океана

   

Рис.15. Многолетние растения, имитирующие прибрежные заросли

Рис.16. Природная зона

   

Рис.17. Фонтан «Солнечные зайчики»

Рис.18. Бордюры имитирующие волны

Композиционный анализ

Планировка сада основывается на смешанном типе композиции.

Сад имеет центричный вид композиции. В плане лежит правильная фигура – прямоугольник. Вокруг этого центричного доминирующего пространства группируются остальные пространства по принципу соподчинения (Приложение, схема 1).

Центральная (первая) ось сада проходит с юга на север и лежит между двумя точками, входом в здание Albin Michel и входом станции Монпарнас, тем самым поддерживает симметрию фасадов этих зданий.

Концепция сада основана на приеме контраста и была предложена архитекторами с целью разделения сада центральной осью на 2 большие зеленые зоны пейзажную и регулярную. Регулярная зона (западная) с четкими линиями, идеальными газонами и подстриженными кустами, копирует классический французский парк эпохи барокко. Контрастирует этому пейзажная зона (восточная) больше приближена к природному и подражает английскому парку: неровный рельеф, буйная растительность, таинственные лабиринты и тематические уголки (Приложение, схема 2).

Несмотря на это разделение, пространство выглядит цельным и логичным. Достигается это за счет большого квадрата в плане, зрительно объединяющего две эти, абсолютно разные по планировке, зоны (Приложение схема 2-3).

В плане прослеживается вторая визуальная ось перпендикулярная первой оси, которая проходит через центры вентиляционных проемов. На пересечении главных осей располагается композиционный центр сада. Это квадратная в плане площадка, которая представляет собой доминанту в виде фонтана «Остров гесперид» и является точкой композиции (рис.19) (Приложение, схема 3).

 

Рис.19. Фонтан-метеостанция «Остров гесперид»

Окружающая современная застройка (здание вокзала Монпарнас, Albin Michel, бизнес центр Amundi ETF France, гостиничный комплекс) служит фоном для сада.

В саду Атлантик применяется принцип композиционной гармонизации современного городского ландшафта – имитация, за счет использования искусственных материалов, подражающих природным формам. Например: имитация водных каскадов, скал, имитация волны в виде металлической конструкции, имитация волны при помощи конфигурации бордюра, газона и посадок злаковых трав (рис.20-25).

Приемы имитации

(рис. 20-25)

   
   
   

Используется такой прием как ритм, он прослеживается в размещении струй фонтана, которые поочередно бьют из бетонного покрытия центральной площадки (рис. 26).

 

Рис.26. Часть фонтана

Прием разделения пространства при помощи вертикальных плоскостей (рис.27-29). Например: вертикальная стена из ограждения, увитого лианой, разделяющего центральное пространство с второстепенным; вертикальная плоскость, разделяющая пространство, в виде стены для лазанья на детской площадке.

Прием разделения пространства

(рис.27-29)

   
 

Активно используется такой прием как колористика. Это решение обогащает композицию. Особенно проявляется в осеннее время года, когда деревья пестрят желтыми и красными тонами. Также за счет тематики сада в летнее, весеннее время преобладают голубые, сиреневые цвета (рис 30-35).

Прием колористика

(рис. 30-35)

   
   
   

Такого рода сочетания отличаются большей эмоциональностью, экспрессивностью и яркой колористической активностью, поскольку в подобной гамме есть и холодные, и тёплые тона.

Заключение

В результате проведенного композиционного анализа можно сделать следующие выводы:

Сад удачно вписан в пространство между зданиями. Есть композиционное единство элементов планировки сада и застройки.

Несмотря на разделение сада на две, абсолютно разные по композиции, части, пространство выглядит цельным и логичным.

На пересечении главных осей располагается композиционный центр сада. Квадратная в плане площадка, в виде фонтана, является точкой композиции, которая держит все пространство.

Применяются такие приемы как контраст, ритм, имитация, колористика.

Прием разделения пространства позволил разместить большое количество функциональных зон.

Список использованных источников

Ткач Я.В. Композиционный анализ. Определение потенциала структуры пространств, объемов с учетом особенностей восприятия. Дата обращения 12.18

Станция Париж-Монпарнас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikiwand.com/fr/Gare_de_Paris-Montparnasse

Сад Атлантик [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://frenchparis.ru/jardin-atlantique/

КокуеваИ. Сад Атлантик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gardener.ru/gap/garden_guide/page330.php?cat=275

Просмотров работы: 323