ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Леонидова О.В. 1, Мирошниченко Е.В. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной социально-культурной ситуации наблюдается активное развитие информационно-просветительских технологий, которые оказывают благоприятное влияние на все уровни коммуникации и передачи информации. Современные технологии имеют значительную роль в процессе создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей.

Культурные ценности – это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека [5].

Популяризация культурных ценностей может осуществляться различными средствами. Одно из них – информационно-просветительские технологии.

По мнению Е.И. Григорьевой, «технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [4].

Информационно-просветительские технологии – это технологии, которые направлены на привлечение внимания к коммуникации, достижению восприятия и усвоению информационного сообщения, сохранению информации и её использованию для стимулирования активного обучения и практических действий [1].

Информационно-просветительские технологии в период развития социально-культурной деятельности играли одну из главных ролей. Цель информационно-просветительской деятельности состоит в удовлетворении потребностей человека для получения новой информации в сфере культуры, искусства и досуга, благодаря чему люди усваивают и приумножают накопленный ими опыт.

В информационно-просветительских технологиях социально-культурной деятельности большую роль играет Интернет, который представляет собой удобный и доступный источник большого объёма информации, значительно преобразующий всю систему хранения, накопления, использования и распространения культурных ценностей. Появляется новая информационная среда, которая расширяет его границы, предполагает специфические средства взаимодействия и предоставляет обширные социальные возможности [3].

Особенность социально-культурной деятельности заключается в том, что она осуществляется в свободное досуговое время на основе потребностей и интересов человека. Информационная среда обитания трансформирует поведение, сознание, мышление и деятельность человека, следовательно, в информационном обществе меняется характер деятельности учреждений культуры, он становится информативным. В работе учреждений социально-культурной сферы развиваются такие направления как организация доступа к общественно значимой культурной информации, к мировым и региональным культурно-информационным ресурсам; приобщение к культуре различных слоев населения и т.д. В социально-культурной деятельности информация считается одним из ведущих инструментов работы, поэтому навыки по обработке, использованию, поиску и систематизации информации с применением новых информационных технологий становятся важной составляющей в процессе популяризации культурных ценностей [2]. Огромный рост информационных ресурсов и темпов социально-культурного развития приводят к постоянному увеличению объема информации.

Механизм осуществления информационных технологий заключается в привлечении внимания к коммуникации, в достижении восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения, в интерпретации полученного сообщения в заранее предусмотренном виде, в сохранении информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования, в использовании информации для стимулирования активного обучения и практических действий, а также в убеждении получателя в необходимости действовать в соответствии с желанием отправителя информации.

Специфика информационно-просветительных технологий разнообразна и включает в себя: общие интересы аудитории, развлечение, театрализацию, игровые ситуации, активное участие, строгую композиционную последовательность и другие.

Информационно-просветительские технологии делятся на два вида деятельности: продуктивную и репродуктивную. Потенциал вовлечения информационно-просветительских технологий в популяризацию культурных ценностей очевиден : они способны гармонично воздействовать на личность, формировать потребность в духовно-нравственных и культурных ценностях ; приобщать к культурному наследию, традициям и историческому прошлому нашей страны; формировать самосознание, ценностное отношение к обществу, личности и государству; воспитывать уважение к законам и нормам общественной жизни; создавать условия для реализации способностей каждой отдельно взятой личности в сфере культурно-досуговой деятельности.

В наше время информационные ресурсы помогают регулярно осуществлять социально-культурный мониторинг, проводить маркетинговые исследования, отслеживать состояние и проблемы функционирования объектов культурного наследия того или иного региона и т. д.

Также важно отметить развитие массмедийных технологий, которые открыли новое направление и привели к распространению инновационных форм социально-культурной деятельности – это виртуальные выставки и музейные экспозиции, интернет-конференции, удаленный доступ к информации о культурных объектах и другие.

Большое распространение в Интернет-пространстве получили такие средства трансляции культурной информации, как виртуальные музеи и клубы (кафе). Виртуальный музей – это собрание web-страниц, необязательно расположенных на одном web-сервере, которые содержат фотографии и каталоги и экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальное кафе – это диалоговая страница, на которой посетители могут высказаться по интересующим их культурным проблемам [3].

Интернет несет в себе огромный потенциал оказания информационно-просветительных услуг в сфере социально-культурной деятельности. Мультимедиа продукт может содержать информации не меньше, чем целый музей, архив или библиотека. Так как такой продукт доступен любому и предназначен для самостоятельного потребления, пользование им может охватить большую аудиторию.

Таким образом, перспективы развития информационно-просветительских технологий и ресурсов социально-культурной тематики в ближайшей перспективе предполагают совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, которые делают реальным применение мультимедийной сети в популяризации культурных ценностей.

Литература:

Герасимова, И. А. Информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности // Культура и образование, 2015.

Гусева, В.Е. Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества / В.Е. Гусева // Научный журнал КубГАУ – URL https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN315.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

Долженкова М.И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности – URL https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-informatsionno-prosvetitelnyh-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy (дата обращения: 12.01.2019).

Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов : Першина, 2004. – 512 с.

Просмотров работы: 423