РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минухина А.А. 1, Харьковская Е.В. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры. Современные дети оторваны от общества и нуждаются в постоянной загруженности. Воспитание в эпоху научно-технической революции дол­жно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, твор­ческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Независимую, творческую лич­ность формирует только творческая деятель­ность. Вероятность для такой деятельности могут предоставить учреждения культуры [1, с. 488].

Набирает силу самый серьезный способ проведения досуга ребенка, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей: творчество.

Творчество рассматривается как форма человеческой активности, осуществляющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Творчество – процесс человеческой деятельности, формирующий качественно новые материальные и духовные ценности или итог творения субъективно нового. Важнейшей критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Следствие творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него то же исходное обстоятельство. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, проявляет в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в соотнесении с продуктами производства [2, с. 94].

Исследования ученых подтверждают, что творческая деятельность –самый высокий уровень учебно-воспитательного процесса.

Л.С. Выготский считает, что обучение должно опережать развитие и осуществляться лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Своими исследованиями он показал, что обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых, уже имеются предпосылки [3, с. 18].

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого подростка.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [4].

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности.

Социально-культурное творчество­ – сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения [5, с. 479].

Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Таким образом, развитие творческого потенциала ребенка определяется как высшая форма активности и основная деятельность человека, создающая новые ценности. Эффективность деятельности личности определяется ее творческим потенциалом как интегративным качеством, которое отражает потребность, готовность и возможность творческой самореализации. Причем важно, чтобы реализация этой деятельности отталкивалось из внутренних потребностей самой личности. В этом случае творчество становится процессом самореализации человеческой индивидуальности. 

По нашему мнению развитие творческого потенциала ребенка приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования творческих возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.

Приоритетным направлением стимулирования инициативы и творчества масс становится оптимизация социально-культурной деятельности учреждений культуры. В связи с этим проблема развития творческого потенциала личности ребенка непременно считается одной из самых перспективных и актуальных на сегодняшний день.

Литература:

Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. – М. : Педагогика, 1980.

Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала личности / Т.Г. Браже // Сов. педагогика, 1989. – 94 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк / Л.С. Выготский.– М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

Дубравина И.В. Психология: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / И.В. Дубравина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю.Н. Кулюткин. – М. : Педагогика, 1981. – 120 с.

Просмотров работы: 100