Михаил Васильевич Ломоносов и его философские воззрения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Михаил Васильевич Ломоносов и его философские воззрения

Маринкин М.И. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Ломоносов Михаил Васильевич (19.11.1711 – 15.04.1765) известен всем как ученый с широким кругом знаний, внесший громадный вклад во многие науки. Слыша фамилию - Ломоносов, вспоминаются его работы по физике, химии, географии, филологии, астрономии, а так же его неоценимый вклад в развитие российского просвещения. А.С. Пушкин отметил, что, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, М.В. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» [7].

Но не все помнят, что М.В.Ломоносов внес существенный вклад в развитие российской философской мысли. Концепция трудов Ломоносова явились основой построения всей системы философии русского просвещения. М.В. Ломоносов и другие деятели того времени явились создателями передовых теорий, систем воззрения нацеленных на совершенствование картины мира. Ломоносов основывал свою философию на материальности и реальности мира.

Если рассматривать развитие мировой философии как единый процесс, то можно выделить отдельные элементы, на которые влияют ход истории, а так же отдельные эпизоды, требующие философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной разнородностью. Вследствие этого возникает необходимость в выявлении характерных признаков для той или иной национальной философской школы. Учитывая непредсказуемость исторического и культурного развития России, не укладывавшейся в традиционные схемы и образцы, эта проблема проявляет себя более ярко в данном случае. Довольно часто долгие этапы упадка и застоя в истории нашей страны сменялись периодами экономического, политического и культурного подъема. Это оказывало влияние на развитие философской мысли. Именно этим объясняется актуальность данной работы.

При написании данного реферата, я ставил цель изучить философские воззрения М.В. Ломоносова.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

- изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова;

- разобрать аспекты, которые послужили основой для формирования его философских воззрений;

-уяснить его место и роль в философии;

- проанализировать философские познания М.В. Ломоносова;

-определить вклад Ломоносова в развитие философской мысли.

Научная деятельность М.В. Ломоносова как основа формирования его философских воззрений.

Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье в деревне Мишанинская Архангельской губернии, располагавшейся в истоке Северной Двины. В 1730 г. ушел из родного дома и поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, в которой проучился до 1736 г. Затем Ломоносов проучился восемь месяцев в академии наук города Санкт-Петербурга и был послан в Марбургский университет для дальнейшего изучения наук, таких как химия и горное дело.

Вернувшись в Петербург в 1741 г. Ломоносов назначается адъюнктом, а с 1746 г. он становится профессором Российской Академии наук, кафедра химии. Начиная с юных лет вплоть до конца своих дней Ломоносов вкладывал огромные усилия в развитие науки и работал в различных научных областях. Михаил Васильевич Ломоносов известен всему миру как ученый энциклопедического склада, который сохранил глубочайший след во многие области знания своей эпохи.

Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как «ученая дружина». К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В.Н. Татищев (историк, известный государственный деятель). Эти люди были широко образованы, являлись ярыми противниками застоя и мракобесия. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием. Кантемир перевел книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной. Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний. «Ученая дружина» всегда находилась в центре политической жизни.

Ломоносов важнее всего любил быть естествоиспытателем, изучать физику и химию. Базируясь на этом факте, следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, ведь оно может быть определено как естественнонаучный материализм. Почти исключительно он интересовался натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии.

Ломоносова завел традицию научно-философского реализма в России. Ученый положил в основу объяснений явления природы изменение материи, которая состоит из мельчайших частиц – «элементов» (атома), которые объединяются в «корпускулы» (молекула). Корпускула – это физическая частица, которая в свою очередь также является телом, следовательно, состоит из определенного количества материи. Корпускулы разнородны, различаются по массе и фигуре или тем и другим в то же время. Корпускула находится в движении и подчиняется механическому закону. Проводя многочисленные эксперименты и рассуждая, Ломоносов сделал вывод о том, что корпускулы обладают протяженностью, силой инерции и фигурой, а все химические и физические явления производны от их движения. По степени сложности корпускулы бывают нескольких видов. Имеются корпускулы, характеризующиеся как простейшая структура. Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. На практике подобное появление градации корпускул соответствовало разделению частиц на молекулы и атомы. Выстраивалась система природы, где все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Отсюда логически вытекал принцип сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру (1748).

М.В. Ломоносов выделял такие свойств материи, как протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Ученый считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748) [4]. По его мнению, рациональное обоснование атомистических положений не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Ломоносов считал, что к истине может привести лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями. При этом он отводил в познании большое место практическому опыту [1].

М.В. Ломоносов стал основоположником новой науки – физической химии. Именно он был первым ученым установившим, что планета Венера имеет атмосферу. Также в качестве метода исследования в химии он ввел способ количественного анализа.

Если провести анализ трудов и образовательных проектов великого ученого, то обнаруживается светская, нерелигиозная трактовка философии, которая отличается от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут». Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка [1].

Ломоносов утверждал, что именно просвещение, совершенствование нравов и установившихся общественных форм может улучшить жизнь общества. Он говорил, что благодаря самодержавию Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». М.В. Ломоносов рассматривал историю как органический процесс, в котором каждая предшествующая фаза тесно связана с последующей. История – не «вымышленное повествование». Это достоверное изучение опыта «праотцев наших», основанное на конкретных источниках, также включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.п. [4]

По Ломоносову - исторические и философские понятия отражают изменения, которые происходят в мире. Поэтому необходим их периодический пересмотр. В определенном смысле, история познания становится, таким образом, историей образования понятий, которые, сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии [4].

Философские познания М.В. Ломоносова.

Труд М.В. Ломоносова положил начало материалистических традиций во взглядах философов России на природу. При всём том данное материалистическое воззрение на природу сумело сочетаться у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог - источник движения и устроитель мира. Это не было преградой для первого российского ученого противоборствовать с невежеством и попыткой вмешательства религиозных деятелей в дела науки [5].

Ломоносов направил свое внимание на изучение общих законов движения материи и ее строений. Основной пункт мировоззрения мыслителя - атомно-молекулярная гипотеза и ряд теорий, которые были основаны на ней (теплоты, газов, электричества и т.д.). Общий принцип для теорий был сохранение движения и материи. Ломоносов отождествлял материю с веществом, которую считал непроницаемой.

Ученый делил материю на два вида: собственная и посторонняя. «Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи» [4].

Согласно Ломоносову, материя – это построение из корпускул, атомов, которые не делятся и не уничтожаются [5]. Данному мнению не было доказательств путем опытов. Однако это помогло ему совершить ряд открытий в физике и химии. Важнейшим открытием Ломоносова является обнаружение тепловых явлений природой. Им было найдено, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и появляется вследствие движущихся частиц и их трения. Второе существенное достижение Ломоносова - формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, которая заработала статус теорий с открытием закона превращений и сохранения энергии.

Ломоносов искал путь для поиска улучшения метода познания и при этом высоко оценивал значение эмпирического познания, отдавая себе отчет о значительности методов рационального познания.

Для социально-философского взгляда Ломоносова характерна озабоченность судьбой своей страны, своего народа, науки отечества. Он никогда за всю свою жизнь не дал предлога усомниться в его патриотизме. Бескорыстная помощь народу - центральный нравственный принцип организации своей научной деятельности, а так же беспристрастный и настойчивый поиск научной истины.

На основе научного труда предшественников (Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон), Ломоносов выработал свой философский взгляд. Опираясь на их труд, но настаивал на научном разборе данных утверждений.

Основой большинства работ М.В. Ломоносова в данных областях: физика, химия, и другие ветви естествознания лежат идеи атомизма. Его концепция атомистики строилась на признании материального единства мира и всех его тел, от огромной планеты до мельчайшей частицы вещества - атома. Материальность и постоянное движение это и было для Ломоносова единством мира. Принцип материального единства ученый смог распространить не только на неорганические вещества, но и на животный и растительный мир [1].

М.В. Ломоносов сумел вложить огромный вклад для разработки теорий познания, она же важнейшая область философии, рассматривающая отношение знаний к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый выступал поборником материалистического направления в теории познания. Материальный мир и природа были для него познаваемым во всех их проявлениях. Процесс познания мог рассматривать как «выпытывание правды» у самой природы [1]. Это и являлось его научным методом, а первостепенное значение придавал опыту. В нем он мог видеть самые надежные средства познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В своих трудах часто встречал элемент диалектики - первая гениальна догадка о процессе развития материи [5]. Ученый непрерывно следил за процессом развития материального мира во всей природе от мельчайшего образования до космического объекта. Атом и элемент - мельчайшие частицы материи, образуют более сложную форму - корпускул, который в свою очередь сочетался в различных комбинациях и количестве и давал многообразные видимые тела, существующие в природе. Ломоносов предвосхитил разработанную несколько лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

М.В.Ломоносов признавал всеобщность движения и объяснял его причину. В его время распространенной идеей была, что движение первоначально было сообщено миру толчком бога. Ученый решил отвергнуть данную точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигал и доказывал принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно» [4].

Когда Ломоносов занимался естественными науками, он придавал важнейшее значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; при том, чтобы извлечь из опыта истину и на этой основе разрабатывать новые законы природы, необходима аналитическая синтетическая деятельность разума. Следовательно, в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Именно та гипотеза, которая была подтверждена, приводила к истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории

Работа «О слоях земных» (1763) - Ломоносов выдвигает догадку об эволюции растительного и животного мира и указывает на необходимость изучения причины изменения природы. Ломоносов полагал, что такие материалы как торф, почва, каменный уголь, нефть и янтарь рождаются из ныне не существующих живых существ, следовательно, живая природа может изменяться. Данное эволюционное заключение было революционным для науки в России [4].

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения [5].

Из всеобщей связи материального тела и явления природы Ломоносов выделял, как наиболее важные, причинную связь, существующую независимо от человека в самих вещах. Данная связь имеется повсюду, где происходит какое-либо изменение. Связь вещей и явлений не существует в неизменном мире. Она находится в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления [5].

Мировоззрение Ломоносова сочетает естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистического представления, как считал Ломоносов, не противоречило религиозной вере, поскольку«метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергал Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никакого другого начала, «которое могло бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводивший в познании немало место опыту, Ломоносов предполагал, что лишь соединение эмпирического метода с теоретическим обобщением может привести к истине [1].

Ломоносов, признававший огромное значение мышлению, внимательно изучал свойства познания мира. Большое значение, чтобы выразить и оформить мысль, имеет язык, потому что мысль человека принимает оболочку слова. Он был полностью уверен в том, что человеческое мышление, как и все в мире, способно на развитие и совершенствование без границ. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, являясь мысленной оболочкой и средством общения людей друг с другом, играет роль для развития мышления человека.

Ломоносов любил заниматься и проблемами логики - наука о законах и форме правильного мышления. Основой взгляда на логику является материалистическая философия и теория познания. Мышление человека, по Ломоносову, отражает мир материи, поэтому и вся форма мысли - понятие, суждение, умозаключение - своими содержаниями имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются [5].

Много времени Ломоносов отводил доказательственным приемам. Он считал, что выдвигаемое предположение должно быть аргументировано и доказано. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Для этого нужны проверки истинности суждений. Важное средство данной проверки это доказательство. Сила его доказательств заключается в самом явление природы.

Немалое значение Ломоносов придал индуктивному выводу. Индукция определялась как умозаключение, где «изначально предполагается о видах какого рода или о части целого подробно особливо, а потом целое или род представляется». Гений понимал индукцию очень широко, в отличие от современников. Не только как выводы от видов к роду, но и от части к целому. При этом считалось, что наиболее ясное представление о предмете складывается, когда исследователь познает часть целого, а затем сделает вывод о природе целого.

Сам ученый обширно развивал индукционный подход в своем научном исследовании, и использовал два метода: различия и сходства. Он полагал, что природа должна познаваться, и подходить к этому нужно с разных сторон и применять для этого разные методы. Именно поэтому М.В. Ломоносов не только требовал связи приема индукции - метод сходств и метод различий, но и выдвигал единое совместное действие дедукции и индукции [1].

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии. Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом» [7], и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова [8].

Вклад Ломоносова в развитие философской мысли.

Какой была русская философия XVIII века? М.В. Ломоносов, являясь горячим патриотом своей родины, внес неоценимый вклад в развитие русской философской мысли. Философия Ломоносова, кратко говоря, продвигает концепцию о неисчерпаемых возможностях страны. Мыслитель видел и ощущал огромную силу народа. Все это рождало в нем безграничную любовь к стране, страстное стремление способствовать ее процветанию. Все эти чувства ярко отражает русская философия. Ломоносова отличала глубочайшая вера в народ и страну.

Ниже рассмотрим влияние философии М.В. Ломоносова на конкретные составляющие части истории России.

Усвоение культуры не было простым для Ломоносова. Обуславливалось это тем, что в XVIII в. культура носила переходный характер. В этот период проходил процесс вытеснения средневековой культуры. В первой трети столетия он приближался к своей кульминации. Но на окраинах государства, в особенности на поморском Севере оставались районы, в которых господствовали средневековые традиции. В качестве одной из них выступало старообрядчество. Философия Ломоносова, кратко говоря, основывалась на том, что совершенствование человека должно идти не через благочестивые молитвы, пост, размышления, а с помощью познания окружающего мира, закономерностей, присутствующих в нем. Основная цель концепции мыслителя состояла в достижении процветания страны посредством развития культуры [2].

В исследовательской научной деятельности Ломоносов видел основу просвещения. Восхваляя дела Петра, он говорил о том, что именно науки сделали правителя Великим. Многие высказывались против большого числа гимназистов и студентов. Возражая им, Ломоносов называл множество сфер деятельности, в которых нужны ученые люди. В частности, он говорил о важности освоения Сибири, Северного морского пути. Необходимы были ученые люди и в горном, военном, торговом деле, на фабриках, в сельском хозяйстве. Философия Ломоносова реализовывалась не только в учебной и учебно-организационной деятельности. Его можно назвать первым популяризатором естествознания в стране [2].

Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды ученого. Так, в «Слове о пользе химии» ученый с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины [4]. Именно с этой работы начала свое развитие корпускулярная философия Ломоносова. Ученый указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела. Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр. Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах. Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других «Словах». Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.

В гражданской позиции мыслителя доминировал пафос утверждения. Его социальный идеал являлся в высшей степени демократичным. В нем учитывались интересы не только привилегированных классов, но и низов – простого народа [1]. Например, Сумароков придерживался позиции, что просвещать необходимо, в первую очередь, «сынов отечества» – дворян. А потом они, поставив общегосударственную пользу на передний план, сами будут заботиться об остальных слоях [8]. Философия Ломоносова принципиально отвергала такой подход. Мыслитель был против признания культурной и общественной неполноценности простого народа. Просвещение всего населения, о необходимости и важности которого все время говорил Ломоносов, являлось для него самой актуальной и масштабной задачей. Нужно было как можно быстрее претворять его мысли в жизнь.

Как я уже говорил выше, Ломоносову была свойственна глубокая любовь к своей стране и народу. Он неустанно изучал общественные проблемы и отстаивал интересы простых людей. В течение всей своей жизни он стремился принести пользу своему государству. Ломоносов не занимался оторванными от реальности, надуманными проблемами. Он старался связать науку и нужды развивающейся промышленности, всего народно-хозяйственного комплекса. В понимании общественных проблем Ломоносов являлся идеалистом. В некоторых своих работах он повествует только о второстепенных причинах бедственного положения населения. При этом ученый не касается главного и основного аспекта – характера экономических связей в стране. Ломоносов не стремился восстать против строя, он отстаивал необходимость гуманного отношения к крепостным, улучшения их жизни. Негативную оценку дает мыслитель духовенству. Он говорит о нем как о рассаднике нелепых суеверий. Духовные лица способствовали увеличению детской смертности, проводя крещение зимой в холодной воде, полагая, что теплая вода нечиста. Священники устанавливают посты, от которых вследствие изменения рациона погибает множество людей. В своих работах говорит Ломоносов и о вреде браков людей с большой разницей в возрасте, которые заключаются по прямым приказам помещиков. Высказывает ученый мысли и о «живых покойниках». Так он называет крепостных, которые сбегают от солдатских наборов и помещичьего гнета. Однако, говоря об этом, Ломоносов ограничивается советом облегчить отягощения людей [1].

Ломоносов считал важнейшим упущением неразвитость сферы здравоохранения в стране. Особое внимание он обращал на бедственное состояние акушерского дела. Отсутствие своевременной помощи приводит к высокой смертности среди населения. Ломоносов предлагал печатать и переправлять в разные регионы страны книги по медицине, возводить аптеки, распространять знания в народе. Так он стремился искоренить вредную деятельность различных ворожей, знахарей, только «умножавших болезни своими шептаниями». Для обеспечения большей эффективности в борьбе с заболеваниями Ломоносов предлагал учредить в стране «медицинскую науку», держать во всех городах необходимое число врачей, отправлять в иностранные университеты больше студентов для получения докторского образования [1].

Не обошел стороной он и политику. Лучшей формой правления для Ломоносова была монархическая власть просвещенного человека. Образом такого самодержца был Петр Первый. Ломоносов с большим уважением и почтением относился к нему. Своими реформами Петр попытался покончить с отсталостью государства и найти новые пути его развития. Зарождающиеся капиталистические отношения противоречили вековому устройству феодальной страны. Деятельность Петра, направленная на поддержку нового курса развития, была весьма прогрессивной [1].

Философия Ломоносова не отвергала сатиру, но отношение к ней было довольно прохладным. Историки не исключают, что это обусловлено его собственным «мужицким» происхождением. Над ним, кстати сказать, все время иронизировал Сумароков [8]. В народе, безусловно, любили и злое словцо, и шутки. Но использовались они на досуге, а не в процессе работы. Практически для всех поэтов 18 века их творчество являлось не только духовно-биографическим фактом, но и деятельностью государственной важности. Такого отношения к своей работе от них требовало время. Ломоносов сделал лирику и оду, как основной ее жанр, важнейшим элементом гражданского начала, неотделимого в начале столетия от государственного. В этом состоит выдающаяся заслуга мыслителя и проявляется его исключительная самостоятельность как поэта [2].

Заключение.

Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение философии оценили по достоинству не только потомки, но и современники. Его беспокойность и пытливость заставляли ученого быть первопроходцем в самых различных сферах науки. Переходная динамика, энциклопедизм гения во большей степени определялся патриотическим устремлением. Именно на этом и основывалась его просветительская работа. Она, в свой черед, была устремлена на улучшение дел в Академии наук, а также для развития образования в стране. Деятельность Ломоносова постоянно была тесно связана с потребностями государства, которые были актуальны на данный момент, а так же с его развитием культурны и промышленности. Все его усилия были направлены на процветание страны. Значение деятеля в истории важно также в том, что он постоянно настаивал на обширном распространении государственного образования. Ломоносов выступал за активное привлечение простых людей в науку. На опыте своей жизни и деятельности он смог показать, на что способен человек ради процветания своего Отечества.

В своих философских воззрениях М.В. Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

М.В. Ломоносов, как и И.Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время, ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог - главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии» [4].

Таким образом, в русской философии работы М.В. Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Основными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755) [4].

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Список использованной литературы.

1. Васецкий Г.С., Мировоззрение М.В. Ломоносова. М., 1961. – 308 с.

2. Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 вв., Л., 1970 –103 с.

3. Горохов П.А. Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель ВЕСТНИК ОГУ №11 (130) / ноябрь 2011. – 151 с.

4. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. — 759 с.

5. Любимов Н.М. Жизнь и труды Ломоносова: учеб. пособие / Н.М. Любимов. - М.: АН СССР,1872. – 198 с.

6. Морозов А.А. Ломоносов. М.: Молодая гвардия,1965. - 576 с.

7. Пушкин, А.С. Золотой том: Собрание сочинений / Редакция, биографические очерки и примечания Б. Томашевского. Издание исправленное и дополненное. – М.: Издательский дом «Имидж», 1993. – 621 с.

8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983. – 679 с.

Просмотров работы: 7196