АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Шкитова А.П. 1, Личман А.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России система мониторинга атмосферного воздуха является составной частью комплексной государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Основной целью этой системы является выполнение государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработки стратегии и тактики работы природоохранных служб, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды. Задачи и порядок организации государственного экологического мониторинга самым строгим образом регламентируются комплексом нормативно-правовых документов.

Мониторингом называют систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определёнными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой [1].

Основная цель мониторинга состоит в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасностью современной и достоверной информацией, позволяющей:

– оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

– выявить причины изменения этих показателей;

– оценить последствия таких изменений;

– определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

– создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [2].

Начиная с 2007 года в рамках решений Правительства Оренбургской области и при поддержке Губернатора Оренбургской области на базе государственного бюджетного учреждения «Экологическая служба Оренбургской области» (далее – Учреждение) формируется и функционирует территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды (территориальная государственная система мониторинга атмосферного воздуха), интегрированная в единую систему государственного экологического мониторинга Российской Федерации.

Учреждение аккредитовано в национальной системе аккредитации. Аттестат аккредитации RA.RU.21ЭС34, выданный 04.12.2015г., бессрочный. Так же Учреждение является лицензиатом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включая определение уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Данные, полученные Учреждением в рамках лицензионной деятельности по экологическому мониторингу передаются в единый государственный фонд данных (далее – ЕГФД) в соответствии с законодательством через территориальное подразделение Росгидромета – Оренбургский ЦГМС – филиал ФГБУ «Приволжское УГМС», а так же в Управление по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Для максимальной совместимости форм передачи данных в ЕГФД, ГБУ «Экослужба Оренбургской области» был приобретен в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова и адаптирован под существующую задачу программный комплекс АСОИЗА. Кроме того, собранная аналитическая информация, особенно в рамках реагирования на информацию о негативном воздействии на окружающую среду, активно используется территориальными органами МЧС России и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований Оренбургской области в деятельности по предупреждению, пресечению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан. А так же органами надзора, в том числе прокуратурами различных уровней, при расследовании экологических правонарушений.

Согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» [3] и РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» [4] наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на постах. Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из четырех программ наблюдений:

- полная программа наблюдений;

- неполная программа наблюдений;

- сокращенная программа наблюдений;

- суточная.

Учреждение обладает парком из 10 стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, которые представлены автоматическими станциями контроля атмосферного воздуха СКАТ, изготовленными отечественным производителем ЗАО «ОПТЭК», г. Санкт-Петербург. Посты СКАТ проходят поверку 1 раз в год, для чего оборудование демонтируется и отправляется в специализированные организации. Кроме того, осуществляется ежегодная межповерочная градуировка (проверка точности измерений), не связанная с демонтажем оборудования и отключением постов. Изображение стационарного поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Стационарный пост наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, расположенный в с. Черноречье Оренбургского района

Автоматические станции контроля атмосферного воздуха расположены с учётом розы ветров, а также неоднократных жалоб и обращений граждан из районов, наиболее подверженных влиянию выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий. Автоматические станции контроля атмосферного воздуха СКАТ выполняют исследования по полной программе ежедневно путем непрерывной регистрации показателей с помощью автоматических устройств с возможностью произвольного выбора усреднения (используется 20 минутное и среднесуточное усреднения).

Маршрутные посты наблюдения у Учреждения отсутствуют. Однако на балансе Учреждения имеются передвижные экологические лабораторные комплексы ПЭП-1-1, представленные на рисунке 2, с комплексом оборудования для экспресс-анализа атмосферного воздуха:

- г. Оренбург - 2 ед.;

- г. Орск - 1 ед.;

- г. Бузулук - 1 ед.

Рисунок 2 – Передвижной экологический лабораторный комплекс ПЭП-1-1

Передвижные экологические лабораторные комплексы ПЭП-1-1 используются для получения информации о состоянии атмосферного воздуха при проведении мероприятий регионального государственного экологического надзора, реагирования на информацию о загрязнении атмосферного воздуха и планового контроля состояния атмосферного воздуха в г. Оренбург, г. Орск и г. Бузулук, а так же всей территории Оренбургской области, в зависимости от поставленной задачи.

Показатели, измеряемые передвижными экологическими лабораторными комплексами ПЭП-1-1, расположенными в:

- г. Оренбург диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, дигидросульфид, оксид углерода, углеводороды (С1-С5; С1-С10) атмосферное давление, температура внешняя, относительная влажность, направление ветра, скорость ветра, интенсивность осадков;

- г. Орск диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, дигидросульфид, оксид углерода, углеводороды (С1-С5; С1-С10), аммиак, атмосферное давление, температура внешняя, относительная влажность, направление ветра, скорость ветра, интенсивность осадков.

- г. Бузулук диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, дигидросульфид, оксид углерода, атмосферное давление, температура внешняя, относительная влажность, направление ветра, скорость ветра, интенсивность осадков.

Результаты исследований, выполненных на передвижных экологических лабораторных комплексах ПЭП-1-1 направляются по подведомственности и заинтересованным ведомствам.

Таким образом, система экологического мониторинга Оренбургской области отвечает современным требованиям по передаче оперативной информации о загрязнении атмосферного воздуха. В настоящее время для передачи данных в ЕГФД используется программный комплекс АСОИЗА, разработанный главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова на заре всеобщей компьютеризации и без учета возможностей современных средств контроля и обработки цифровой информации. АСОИЗА требует ручного ввода данных, что препятствует передаче всего массива информации с автоматических средств контроля в ЕГФД.

Также, путями дальнейшего развития может стать:

– совершенствование системы обеспечения качества данных сети мониторинга в целях повышения достоверности результатов измерений концентраций примесей;

– обновление нормативно-методической базы инструментального и расчетного мониторинга, прогнозирования загрязнения атмосферы, включая вопросы обработки и представления данных;

– разработка новых программных средств обработки и анализа данных наблюдений с целью полной автоматизации обобщения и создания информационных документов и ресурсов;

– развитие сети станций мониторинга атмосферы.

Список использованных источников

1 Ашихмина, Т.Я. Экологический мониторинг : учебно-методическое пособие для ВУЗов / Т. Я. Ашихмина. – Киров : Константа, 2005 – 188 с.

2 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды : федер. закон : [принят Гос. Думой 20 января 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.]. – Москва : Кремль, 2002. – (Актуальный закон)

3 ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. – Введ. 1987-01-01. – Москва : Стандартинформ, 2005. – 3 с.

4 РД 52.04.186-89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы. – Введ. 1989-07-01. – Госкомгидромет СССР, 1991 – 695 с.

Просмотров работы: 46