Роль сферы обслуживания в любой экономикемира занимает устойчивые позиции в валовом внутреннем продукте государства.
При помощи различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне мы можем условно поделить сферу сервиса на секторы. Так, в рамках классификации ВТО(Всемирной торговой организации -World Trade Organization) выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов:
1) деловые услуги;
2) услуги связи;
3) строительные и связанные с ними инженерные услуги;
4) дистрибьюторские услуги;
5) образовательные услуги;
6) услуги, связанные с защитой окружающей среды;
7) финансовые услуги;
8) услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
9) туристические и связанные с ними услуги;
10) услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
11) транспортные услуги;
12) прочие услуги, не вошедшие в перечисленные [4]
Одной из насущных проблем в сфере обслуживания в нашей стране является невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской деятельности, из-за тогочто уровень подготовки кадровнизкий, а также проблема непрестижности профессий сферы обслуживания и негативное отношение молодежи в связи с исторически сложившимся отношением в этой области [3].
Основные требования, предъявляемые к контактному персоналу в любой сфере обслуживания:
1) вежливость;
2) соблюдение этических норм;
3) коммуникабельность;
4) знание иностранного языка.
5) опрятный внешний вид;
6) специальное образование;
7) стрессоустойчивость.
Подготовка высококвалифицированного персонала в сфере обслуживания связана с повышенными требованиями к содержанию и формам педагогической деятельности преподавателей профильных кафедр, организации практикоориентированного обучения в вузах.Практикоориентированное обучениеявляется важнейшим механизмом в сфере обслуживания и обеспечивает гибкость и разнообразие образовательных программ.
Кроме того, интерес государства к разработке практикоориентированных образовательных программ связан с необходимостью подготовки специалистов для проведения мероприятий различного уровня, включая такие крупные мероприятия в России как: Олимпийские игры 2014 года в Сочи, чемпионат мира по футболу 2018 года и другие. Роль молодежи в обеспечение сервиса на чемпионате мира 2018 года была колоссальной, открывались волонтерские центры на базах учебных заведений, в которых шла подготовка волонтеров к чемпионату мира для обслуживания гостей чемпионата. В городах, которые принимали гостей чемпионата мира, в качестве волонтеров по всей России выступало около 15000 человек.
Предъявляемые требования к волонтерам:
1)желательно быть студентом не младше второго курса;
2)владение английским языком (уровни pre-intermediate и выше). Приветствуется владение вторым иностранным языком (испанским, французским, немецким, португальским, арабским);
3)отличные коммуникативные навыки, устойчивость к стрессам;
4)организаторские способности, умение работать в команде;
5)высокая работоспособность, умение брать ответственность на себя;
6) опыт волонтерской работы на крупных спортивных и культурных мероприятиях;
7)быстрая обучаемость.
Основные программы, на которые требовались волонтеры: информационные технологии, гостеприимство, кейтеринг (общественное питание), прибытие и отъезд, размещение, сервис для зрителей, билетная программа и другие.
Как мы видим основные программы, на которые мог претендовать волонтер, связаны со сферой обслуживания и обеспечения сервиса на спортивных объектах и гостиничных комплексах.
За время проведения ЧМ-2018 в городах России волонтеры проявили себя как профессионалы высокого уровня, умеющие налаживать контакты и создавать особенную комфортную и гостеприимную атмосферу. Их работа достойна благодарности – такое мнение выразила в городском пресс-центре Москвы федеральный посол чемпионата мира по футболу ФИФА(Fédération internationale de football association – Международная федерация футбола) 2018 года в России Ляйсан Утяшева.
В 21 веке все большее значение приобретает фактор повышения качества образования и интеллектуального потенциала населения. Интеллектуальный потенциал населения формируется на основе знаний, профессионализме, опыте и конкурентоспособности на рынке труда [2].
Наиболее распространенными вакансиями среди молодых специалистов, по статистике 2017 года от общего процента вакансий являются: Оператор по обслуживанию клиентов, официант, повар, курьер, консультант, бармен, оператор call-центра и другие. [7]На основе данной статистики, можно понять востребованность молодых специалистов в сфере обслуживания.
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета уже много лет является одним из флагманов региона в подготовке кадров для сферы обслуживания. Институт ежегодно проводит набор абитуриентов по специальностям «Гостиничное дело», «Сервис» и «Спортивно-оздоровительный сервис». Наблюдаетсяположительная динамика баллов ЕГЭ для поступления на бюджетную и контрактную форму обучения, основываясь на статистике2017 годасредний баллстудентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетной системе РФ составлял 72,46 балла, а средний балл студентовпринятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами, составляет:66,13 балла [6]. Это подтверждает повышенные требования к подготовке абитуриентов на входе в один из сильнейших вузов России – Уральский федеральный университет.
В процессе обучения каждый студент получает не только высокий уровень теоретических знаний, но и полный объем практических занятий, которые обеспечивают профессиональную подготовку студента. Именно поэтому неотъемлемой частью образовательного процесса является обеспечение студента практикой на летний период, где он знакомится и применяет теоретические знания на деле.
Показателем высокого уровня подготовки специалистов является динамикавыпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска.В общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования, составляет 80% [6]. На основании данной статистики, можно сказать чтоУральский федеральный университет является престижным как для работодателей, так и для абитуриентов и в дальнейшем обеспечивает трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда.
Проблема подготовки кадров в сфере обслуживания является актуальнойв настоящий момент и требует системного подхода к подготовкеквалифицированных кадров, а также привлечения капитала и финансового стимулирования со стороны государства и интеллектуальных ресурсов со стороны образовательных организаций, обеспечивающих подготовку кадров для долгосрочной перспективы развития сферы обслуживания в государстве.
Литература
1.Сайт Института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета [Электронный ресурс]. / ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». – Екатеринбург, 2018. – Режим доступа: https://ifksimp.urfu.ru/
2. Короленко Л. А.: Анализ проблем в сфере подготовки кадров для индустрии туризма [Электронный ресурс]. / Л.А. Короленко.– Москва, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-v-sfere-podgotovki-kadrov-dlya-industrii-turizma
3. Сосенко М.В.: Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания [Электронный ресурс]. / М.В. Сосенко. – Москва, 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-podgotovki-kadrov-po-spetsialnostyam-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-oblasti-sfery-obsluzhivaniya
4. Предводителева М.Д., Балаева О.Н. Основные тенденции развития Российской сферы услуг [Электронный ресурс]. / М.Д. Предводителева, О.Н. Балаева. // Маркетинг услуг. – Москва, 2008. – № 4. – С. 248–256. Режим доступа:https://www.hse.ru/data/306/898/1237/MY_4_2008__PB.pdf
5. Управление персоналом: Базаров Т.Ю. Еремина Б.Л. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finances.social/personalom-upravlenie/upravlenie-personalom-uchebnik-dlya-vuzov-pod.html
6. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования.[Электронный ресурс].– Москва, 2018. Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
7. Самые популярные стартовые профессии в 2017 году [Электронный ресурс] / Группа компаний HeadHunter.– Москва, 2018. Режим доступа: https://career.ru/article/21883